Регина Павлова
Урок «Эколята — молодые защитники природы» для дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению Всероссийского урока «Эколята - молодые защитники природы» для дошкольного возраста (5-6 лет)
«Самые-самые»
(разработаны федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации)
Публикация «Урок „Эколята — молодые защитники природы“ для дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока «Эколята - молодые защитники природы» для учащихся дошкольного возраста (5-6 лет).
А. Ю. Сивоконь, И. В. Козельская, М. В. Севастьянова: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей», 2022 — 14 с.
Утверждены Педагогическим советом ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» (протокол от 27.06.2022 г. № 2).
Методические рекомендации разработаны для педагогов, которые будут осуществлять проведение Всероссийского урока «Эколята - молодые защитники природы» по теме «Самые-самые» для воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Они призваны оказать методическую помощь педагогам-практикам в реализации алгоритма проведения урока для дошкольного возраста. Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о животных разных систематических групп, формирует познавательный интерес к изучению окружающего мира.
САМЫЕ-САМЫЕ!
Все мы с интересом узнаём о людях-рекордсменах, например, о самом быстром человеке в мире, о самом долго живущем человеке, о самом сильном человеке и так далее. Однако по сравнению с животными человеческие достижения не кажутся такими впечатляющими. В рекордах животных нет ничего удивительного, ведь вокруг нас встречаются самые невероятные создания, которые отличаются уникальностью и потрясающими физическими возможностями. И если человек достигает спортивных рекордов ради славы и наград, то животные каждый день должны устанавливать рекорды скорости и силы, чтобы выжить. Знание об этом помогает детям лучше понять особенности взаимоотношений живого организма и окружающей среды, формируя основы экологической грамотности и экологического мышления.
Мир животных ярок и многообразен, и детям дошкольного возраста еще сложно в нем ориентироваться. Животные-рекордсмены могут послужить своеобразным ориентиром в изучении живой природы. Кроме того, интересные факты о животных, связанные с понятными детям соревновательно-игровыми моментами, способствуют формированию и развитию интереса к изучению окружающего мира.
Ц ЕЛ Ь: показать многообразие животного мира на примере животных-рекордсменов
ЗАДАЧИ:
- познакомить с животными-рекордсменами;
- сформировать представление о необходимости защиты природного мира;
- развивать логическое мышление (навыки сравнения физических величин, установление последовательности, навыки счета, грамотной устной речи;
- формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира, основ экологической грамотности и экологического мышления.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА :
Урок построен в интерактивной форме, что соответствует рекомендуемому возрасту.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint; презентация;
бумага формата А4 для печати раздаточного материала; линейка, карандаши;
фотоаппарат или телефон с фотокамерой, чтобы сделать фотографии для отчета
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ:
Приложение 1. Раздаточный материал для проведения урока подстрочный текст учителя
ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ
СЛАЙД 1
Природа не перестает удивлять нас красивыми цветами, удивительными созданиями, великолепными видами. Сейчас нам предстоит новая встреча с удивительным миром природы. Отгадайте, с кем мы сегодня познакомимся:
Отгадывание загадки:
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем, Домашними бывают и помогают людям.
- Кто они такие?
- Верно, это животные. И сегодня мы познакомимся с животными-рекордсменами.
- Знаете ли вы, кто такие животные?
- Сейчас на слайдах будут появляться фотографии, и каждый раз, как вы увидите животное, вам нужно хлопнуть в ладоши. Запомнили? Приготовили ладошки? Тогда начали.
- Смотрим внимательно на картинку: это - животное?
На слайде последовательно появляются различные изображение, среди которых есть изображения животных, педагогу необходимо показать обучающимся изображение, дождаться их реакции, при необходимости прокомментировать неправильный выбор; последним на слайде в данном задании должен появиться шагающий галчонок.
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете животных, ответьте на вопрос, кто же такие животные?
(ответы детей)
Это все живые существа, которые питаются, пьют, дышат и передвигаются по суше, по воде, под землей или по воздуху.
- А знаете ли вы, кто такой рекордсмен?
(ответы детей)
Рекордсмен - это тот, кто отличился в чем-то, стал самым лучшим. Вот о таких животных мы узнаем сегодня много нового и интересного. Давайте познакомимся с нашим первым чемпионом.
Отгадывание загадки:
- Может быть, кто-то из вас знает, кто же на нашей планете самый огромный? (ответы детей)
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете, (Его меньше даже слон). Пускать фонтаны любит он. В воде и плавает, и спит. Кто скажет первым? Это — (кит)
СЛАЙД 2
Синий кит - самое крупное животное на планете. Он считается не только самым большим и тяжелым современным животным, но также, вероятно, и крупнейшим из всех животных, когда-либо существовавших на нашей планете. Синий кит такой огромный, что у него на спине встанут в ряд друг за другом несколько1 слонов! А несколько - это сколько? Давайте посчитаем!
Работа с изображением на слайде презентации:
Дети считают, сколько слонов нарисовано на слайде на спине кита.
Восемь слонов может поместиться на спине синего кита - вот какой он огромный! Несмотря на такие размеры, синие киты едят очень крохотных существ -/ они питаются планктоном, рачками крилем, мелкой рыбой и головоногими. К сожалению, в начале прошлого века в связи с охотой на китов численность их начала резко снижаться. И несмотря на предпринимаемые меры, на нашей планете сейчас живет не более 10 тысяч синих китов - это очень мало для огромного Мирового океана.
- Как вы думаете, как можно спасти китов?
(ответы детей)
Не охотиться на них и не загрязнять их дом - океан.
СЛАЙД 3
Отгадывание загадки:
Киты - это гиганты океана, они самые огромные в воде. А на суше есть свои рекордсмены. Отгадайте, кто является самым большим животным на суше: Хобот есть, большие уши. Важно шествуют по суше, И огромны, и сильны Эти важные. (слоны)
Самым большим животным на суше является слон. - Вы знаете, сколько он весит?
(ответы детей)
ГРУППОВАЯ РАБОТА С КАРТОЧКАМИ:
Задание 1. Сколько весит слон?
(Группам детей предлагается рассмотреть изображения и ответить на вопросы, задания дети могут выполнять как сообща, если имеют навыки работы в группе, так и индивидуально, для этого педагогу необходимо распечатать карточки каждому обучающемуся)
- Давайте узнаем, сколько весит слон. Для этого посмотрим на картинку, которая лежит перед вами на столе, на ней изображен слон и несколько легковых автомобилей, посчитайте, сколько автомобилей на картинке, их общий вес равен весу слона.
- Правильно, слон весит как семь легковых автомобилей, от 2 до 7 тонн, а еще слон в три раза выше каждого из нас.
- Но самой отличительной чертой этого чемпиона является хобот.
ГРУППОВАЯ РАБОТА С КАРТОЧКАМИ:
Задание 2. Зачем слону хобот?
(Группам детей предлагается рассмотреть изображения и ответить на вопросы, задания дети могут выполнять как сообща, если имеют навыки работы в группе, так и индивидуально, для этого педагогу необходимо распечатать карточки каждому обучающемуся)
- Как вы думаете, зачем слону хобот? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах, они помогут вам дать правильные ответы.
(ответы детей)
Хобот - это нос, потому что при помощи него слон может чувствовать запахи. Повернув хобот в ту или иную сторону и расширив ноздри, слон чувствует присутствие человека, зверя или дымок костра.
Хобот - это губа, потому что хоботом он захватывает пищу и отправляет ее в рот. Слоны могут здороваться, «пожимая» друг другу хоботы. Ведь хобот у слона — это еще и «рука», которой он может поднять с земли даже такие мелкие предметы, как пуговицы.
Кроме того, слоны - очень умные животные: они даже могут узнавать себя в зеркале, совсем как человек! - Чем питаются слоны? (ответы детей)
Едят слоны свежую зелень: листья деревьев и кустарников. А ещё слоны - самые «водолюбивые» сухопутные животные. Купаются они несколько раз в день не только для того, чтобы охладиться, но и чтобы напиться вволю, потому что в день им требуется до 230 литров воды.
СЛАЙД 4
Сравнительный анализ:
Давайте попробуем найти отличия между двумя видами слонов - индийским и африканским: сравните размер слонов, размер их ушей и найдите другие отличия.
(африканский крупнее, у него большие уши, и есть бивни)
СЛАЙД 5
Выразительное чтение стихотворения
(читает воспитатель или заранее подготовленный участник урока) кто победит? Вес кита - почти две тонны. Он размером больше дома. Наш китенок синий-синий, В океане самый сильный. Но! Канат себе представим. По его концам поставим I Полосатика китенка И носатика слоненка. И потея, и трубя, Каждый тянет на себя. Кто же в схватке победит? Может, слон? А может, кит? - Как вы думаете, кто же победит в этом необычном соревновании? (ответы детей)
Вот такие необычные соревнования могут происходить между чемпионами. Чтобы быть такими же сильными, как слон или кит, и побеждать в соревнованиях, не нужно забывать о своей физической форме! Поэтому давайте сделаем с вами зарядку-разминку.
ЗАРЯДКА-РАЗМИНКА
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. Дети спокойно идут по кругу друг за другом или шагают на месте
За мамой-лосихой топал лосёнок. Идут, громко топая
За мамой-лисицей крался лисёнок. Крадутся на носочках
За мамой-ежихой катился ежонок. Приседают, медленно идут на корточках
За мамой-медведицей шёл медвежонок. Идут вперевалочку
За мамою-белкой скакали бельчата. Скачут вприсядку
За мамой-зайчихой скакали зайчата. Скачут на выпрямленных ногах
Волчица вела за собою волчат. Гордо шагают с прямой спиной
Все мамы и звери напиться хотят. Делают движение головой и языком, будто лакают
(Текст физкультминутки взят из Образовательной социальной сети nsportal.ru)
После такой зарядки мы обязательно будем быстрыми, сильными и ловкими! А теперь продолжим наше путешествие в мир рекордов.
Отгадывание загадки:
- А как вы думаете, какой сухопутный хищник самый большой на нашей планете? Попробуйте отгадать, кто это:
Живет он там, где холода, И ловит рыбу из-под льда. Он в шубе белой щеголяет. Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
СЛАЙД 6
Это белый медведь. Живет он в Арктике, на льдинах у северных морей, и встречается почти у самого Северного полюса. Белый медведь - проворный и сильный хищник, питается он рыбой и морскими животными. Он настолько сильный, что врагов в природе у него нет, единственный враг белого медведя - человек.
- Скажите, ребята, зачем медведю белая шёрстка? (ответы детей)
Конечно же, белая окраска помогает ему быть незаметным на снегу.
РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ:
Задание 3. Мишка на Севере
Давайте поможем ученому разглядеть на белом льду белого медведя, соединив карандашом точки на рисунке, начиная с носа мишки.
Детям предлагается нарисовать белого медведя по точкам на рисунке.
Итак, теперь мы знаем, что белый медведь - это самый крупных сухопутный хищник.
Отгадывание загадки:
- А кто знает, как называется самая крупная дикая кошка? Отгадайте ее имя:
Зверь в полосках. Очевидно, Что в траве его не видно. I Он не любит детских игр. Кто же это? Это. (тигр)
СЛАЙД 7
Амурский тигр - один из самых редких представителей диких животных. Он находится на грани исчезновения и занесен в Красные Книги международного союза охраны животных и Красную Книгу России. Исторически его называли сибирским тигром, но позже переименовали, потому что в настоящее время он обитает в районе реки Амур России, Китая и Северной Кореи, а не в Сибири. Амурские тигры имеют более узкие и светлые полосы, чем другие подвиды тигров. У них длинный и густой мех, который помогает им сохранять тепло в холодном климате.
РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Задание 4. Парад чемпионов
Давайте выстроим в ряд по размеру самых огромных наших рекордсменов. Сначала давайте построим их от самого большого к самому маленькому, а потом наоборот - от самого маленького - к самому огромному.
На карточках с соблюдением примерного масштаба изображены синий кит, белый медведь, слон, амурский тигр. Детям предлагается выстроить карточки по порядку - от самого большого животного до самого маленького, а потом наоборот.
Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием! Отгадывание загадки:
А может, кто-то из вас сможет назвать самое высокое животное на земле?
Длинноногий, горделивый, Важный и неторопливый. Шею длинную он носит И листву, как траву, «косит». Кто ответит, будет прав, Это дядюшка. (жираф)
СЛАЙД 8
Жираф - единственное существо, способное посмотреть на слона сверху вниз. Это тонконогое травоядное животное обозревает окрестности с высоты 6 метров - это высота двухэтажного дома! Опасность жирафы замечают издалека благодаря своим большим глазам, поэтому рядом с ними предпочитают находиться и другие животные. Среди жирафов есть свои «дозорные», которые при возникновении опасности должные подать тревогу. Благодаря своему росту жирафы могут дотянуться до сочных листьев, недоступных другим животным. Шея у них очень длинная, и язык длинный и подвижный - это помогает им срывать листья даже с самых высоких веток.
РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Задание 5. Самая длинная шея
Давайте попробуем измерить линейкой шею самого высокого жирафа на рисунке.
Детям предлагается измерить линейкой шею нарисованного жирафа и записать рядом с ним цифру, найденную с помощью линейки.
СЛАЙД 9
Мы познакомились с самыми большими животными. А кто из животных самый быстрый? Самый ловкий? Кто бы победил в звериной олимпиаде? Давайте посмотрим видеоролик и узнаем!
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
«Олимпиада среди животных»
Беседа:
- Ребята, запомнили ли вы, кто участвовал в первых олимпийских играх среди животных?
- Кто установил рекорд в беге среди зверей и птиц?
- Назовите чемпионов-тяжелоатлетов, почему они стали чемпионами?
- Кому принадлежит рекорд по прыжкам в длину и высоту?
- Почему животным приходится каждый день устанавливать свои рекорды? (животные должны устанавливать рекорды каждый день, чтобы выжить)
СЛАЙД 10
Речевая минутка:
- Есть еще один необычный чемпион, который тоже очень необычно борется за выживание. Чтобы познакомиться с ним, нужно подготовиться и провести речевую разминку. Повторяйте хором за мной, громко и четко:
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - яблоки несут ежи! Жа-жа-жа, жа-жа-жа - я нашел в лесу ежа! Жу-жу-жу, жу-жу-жу - молоко я дам ежу! Жа-жа-жа, жа-жа-жа - не обижу я ежа!
- О ком рассказывалось в нашей речевой разминке?
- Чему учит нас ее автор?
- Вам интересно, какую победу одержал еж? В чём он является чемпионом? Оказывается, ёж - самый большой «соня». Он может находиться в состоянии спячки до 236 суток, почти 8 месяцев в году!
СЛАЙД 11
Рефлексия:
- Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями, сегодня наши соревнования закончились.
- Скажите, что нового вы узнали?
- Каких животных можно назвать рекордсменами?
- Кто из рекордсменов запомнился вам больше всех и почему?
- Как нужно относиться к олимпийским чемпионам среди животных, да и ко всем животным тоже?
- Что еще вы хотели бы узнать о рекордах животных? Животные могут ставить самые разные рекорды.
- Знаете ли вы, кто из животных самый маленький на планете? Кто самый пушистый? Самый ядовитый? Самый опасный? Самый зубастый? У кого самые большие глаза? А ноги? А рога? Кто дольше всех живет? Кто самый теплолюбивый?
- Знаете ли вы ответы на эти вопросы?
- Тогда для вас - специальное домашнее задание!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Обратитесь к родителям и узнайте вместе с ними, кто из животных самый маленький на планете, кто самый пушистый, у кого самые большие глаза, кто живет дольше всех, кто самый теплолюбивый.
Нарисуйте своего чемпиона (можете нарисовать и одного из тех животных, о которых мы говорили сегодня на занятии, принесите рисунок на выставку «Рекордсмены среди животных».
Наше занятие закончено, желаю вам удивительных открытий в мире животных’
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
После выполнения домашнего задания можно организовать выставку детских рисунков (или аппликаций, поделок) «Рекордсмены среди животных», попросить ребят рассказать о том животном, которое они нарисовали, затем выбрать лучшие работы, разместить фотографии работ в социальных сетях образовательной организации под хэштегом #Эколята2022.