Татьяна Харитонова
Проект «Уроки доброты»
Проект :
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Выполнила: Харитонова Т. В.
«Сказка - это зернышко,
из которого прорастает
эмоциональная оценка
жизненных явлений».
Вид проекта : практико-ориентировочный, познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : дети, родители, воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Уроки доброты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Даже Корней Иванович Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Нравственные нормы, как добро и зло, хорошо и плохо у детей в возрасте 3-4 лет, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Самые известные сказки о животных помогут показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка — это уроки на всю жизнь.
Цель проекта :
Воспитание у дошкольников духовно-нравственных качеств, развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через…. знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».
Задачи:
Дети:
• Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
• Воспитывать чувство доброжелательности, сочувствия, умения прийти на помощь.
• Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
• Научить отражать полученные впечатления в специально-организованной деятельности: изобразительной, речевой, музыкальной, трудовой, игровой.
• Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
Родители:
• Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание принимать активное участие в работе детского сада;
• Способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
• Создавать единую систему взаимодействия воспитателей, родителей и специалистов.
Предварительная работа:
• Беседа о диких животных: лиса, заяц, медведь.
• Дидактические игры и упражнения: "Движения животных", "Что пропало?", "Услышь музыку", "Солнечные лучики".
• Физминутка: "Зайка серенький сидит. "
• Рассматривание иллюстраций о петушке.
• Заучивание попевки "Петушок, петушок. "
Оборудование: кукольный театр, игрушки животных, карточки с изображением эмоций, дидактические игры, музыкальный проигрыватель.
Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
1. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
2. Воспитание нравственных качеств ребенка, развитие позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребности и готовности проявлять совместное сострадание и радость.
3. Разработка методических рекомендаций для работы с родителями.
4. Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
5. Изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, шапочек сказочных героев, атрибутов;
6. Оформление дидактических игр по русским народным сказкам
7. Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
8. Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
9. Дети научатся узнавать в натуре, на картинках, в игрушках животных, называть их
10. Дети научатся давать элементарные заключения что такое хорошо и что такое плохо
11. Родители примут активное участие в образовательной деятельности детей в детском саду.
Формы работы с детьми.
1. Знакомство детей со сказкой. (Чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).
2. Пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3. Лепка, рисование, конструирование по мотивам сказок.
4. Разыгрывание сюжетов из сказок, игры драматизации театрализованные, творческие игры, подвижные и дидактические игры.
Формы работы с родителями
1. Анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка».
2. Индивидуальные беседы «Как научить ребёнка слушать сказки».
3. Буклет «Моделирование сказки в формировании математических представлений».
4. Консультация «Народная сказка в системе нравственного воспитания младших дошкольников».
5. Родительское собрание в форме гостиной «Использование сказкотерапии в вопросах формирования духовно-нравственных качеств младших дошкольников»
Основные этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап – итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Перспективное планирование работы по проекту
Форма работы
Цель
Подготовительный этап
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Создать необходимые условия для знакомства детей с русской народной сказкой.
Изготовление дидактических игр, атрибутов к сказке, наглядной информации для родителей. Оформление картотеки загадок о животных. Оформление картотеки дидактических игр по русским народным сказкам
Совместное с родителями обсуждение проекта, выяснение
возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Согласование совместной работы воспитателя и музыкального руководителя по разработке проекта.
Основной этап
Совместная деятельность педагога и детей
Игровая деятельность
Д/и «Разложи животных на группы» Игра «Посчитай сколько» Игра «Где, чей домик?», «Кто что ест?» на развитие мышления и воображения, мелкой моторики
Инсценировка сказки: «Заюшкина избушка»
Игра- беседа «Как можно пожалеть зайчика» по сказке «Заюшкина избушка»
Развивать мышление, память, расширять кругозор ребенка.
Развивать умение детей создавать образы персонажей с помощью театрализованной деятельности.
Закреплять знания детьми вежливых слов, используя сказочного персонажа.
Познавательно-исследовательская
Опытно–экспериментальная деятельность детей (наблюдение, как тает лёд в тёплом помещении).
Беседа:Каких диких животных вы знаете» - уточнение представлений детей о диких животных.
Загадывание загадок про животных.
Закрепить знания детей о диких животных. Дать детям элементарные понятия о «добре» и «зле».
Развивать умение угадывать персонажа сказки по описанию его качеств
Коммуникативная деятельность
Совместная образовательная деятельность по развитию связной речи дошкольников младшего возраста посредством театрализации русской народной сказки.
Пересказ сказки «Заюшкина избушка».
Развивать речь детей, воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Двигательная деятельность
Подвижная игра «Зайка беленький сидит», «Хитрая лиса»
Пальчиковая гимнастика «Зайка»
Формировать двигательные навыки детей через игры со знакомыми персонажами сказки.
Восприятие художественной литературы и фольклора
ЧХЛ «Заюшкина избушка» - знакомство детей с русской народной сказкой
Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию,
Вызвать у детей интерес к произведению устного народного творчества.
Самообслуживание и элементы бытового труда
Трудовые поручения: Поможем Зайке прибраться в домике.
Игровая ситуация «Зайка ждет гостей» - поможем ему накрыть стол
Формировать навыки самообслуживания. Формировать представления о этикете.
Изобразительная деятельность
Лепка «Зайчик» по сказке «Заюшкина избушка»
Рисование по сказке «Избушка для зайчика»
Выставка рисунков, поделок.
Воспитывать умение помогать героям сказок, закреплять образы героев р. н. с. «Заюшкина избушка», используя изодеятельность.
Музыкальная деятельность
Слушание русских плясовых мелодий в исполнении оркестра народных инструментов.
Разучивание песен: «Весна - красна» сл. народные, музыка Н. Головыриной;
«Песенка зайца и петуха» слова и музыка Н. Головыриной.
Закреплять знакомые образы героев сказки в музыкальной деятельности для дальнейшего использования в театрально-игровой деятельности
Конструирование из раз
Выкладывание из палочек Кьюзнера домиков для зверей.
Развитие образного мышления, мелкой моторики рук.
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.
Самостоятельная изобразительная деятельность по сказке (рисование, аппликация, ручной труд, конструирование)
Итоговый
Родительское собрание в форме гостиной «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»
Обучать родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания.
Презентация проекта «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Литература
Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугуева, Л. И. Югова «Занятия для детей 3-5 лет» по социально-коммуникативному развитию. Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2015.
Т. А Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2007.
В. В. Гербова «Занятия по развитию речи». Издательство «Мозаика-Синтез». Москва, 2010 .
О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». «Творческий центр Сфера», Москва 2011.
Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 - 14.
Интернет-ресурсы https://nsportal. ru
Т. М. Грабенко Зачем читать детям сказки? СПб. 2004