Наталья Волкова
Управление проектированием и реализацией вариативных программ по организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО
В настоящее время наблюдается прогрессирующее неблагополучие в состоянии здоровья детского населения, ухудшение физического развития, сокращение числа здоровых детей, а это снижает качество учебного процесса. Проблему здоровья подрастающего поколения следует решать, прежде всего, через образование. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, позволяющих кардинально изменить эту ситуацию. Всем нам известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка, школа же принимает от нас эстафету и продолжает развивать ребёнка в данном направлении.
Публикация «Управление проектированием и реализацией вариативных программ по организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
На основании приказа Министерства образования и науки Мурманской области («О подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Мурманской области» от 26.07.2013г. № 1619) наш детский сад был включен в состав пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО.
Региональный институт развития образования определил для нашего учреждения направление «Развитие здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации».
Надо отметить, что данное направление по организации здоровьесберегающей деятельности в учреждении являлось одним из приоритетных на протяжении нескольких лет. Сложилась определенная система оздоровительной работы по формированию физически здоровой личности ребенка.
Главными задачами управленческой деятельности являются :
- повышение профессионального мастерства, компетентности и развитие активности и инициативности всех участников образовательного процесса;
- координация деятельности каждого участника образовательного процесса для достижения поставленной цели;
- внедрение в практику новейших достижений в области управления здоровьесберегающей деятельности;
- выстраивание взаимодействия с педагогами, детьми и их родителями на принципах сотрудничества, партнерства, сотворчества на всех уровнях управления;
- создание творческой атмосферы и обеспечение благоприятного климата в коллективе;
- повышение авторитета ДОУ в социуме с учетом социального заказа.
Чтобы образование, воспитание, обучение имели целенаправленный характер, управление педагогическим процессом строится на принципах научности, целостности и самосовершенствовании.
Мы создаем необходимые условия для оптимального функционирования и развития нашего учреждения, формируем систему информационно – аналитической деятельности. Проводим комплексную диагностику состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучаем их динамику. Ежегодно специалистами учреждения формируется банк данных о здоровье дошкольников. Совместно с инструкторами по физической культуре и медицинским персоналом отслеживается динамика развития основных видов движений - ходьба, бег, прыжки, лазание, равновесие, координация движений и развитие физических качеств дошкольников - скорость, сила, ловкость, координационные способности, выносливость.
Систематический анализ результатов контроля позволяет своевременно регулировать и корректировать систему образовательного процесса на заданном уровне развития, процесс управления по формированию здоровьесберегающего пространства, что в свою очередь приводит к реализации поставленных задач в управленческом цикле ДОО.
Контрольно – диагностическая функция помогает выявить недостатки в работе, наметить пути их решения. Разработана комплексная система оздоровления детей, включающая лечебно – профилактические и физкультурно – оздоровительные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.
Наше учреждение уже не один год сотрудничает со школами города. Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления в вопросах здоровьесбережения детей. Ежегодно разрабатывается план преемственности, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.
Цель преемственности - реализация единой линии развития физического ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.
Задачи непрерывного образования на дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• формирование привычки вести здоровый образ жизни;
• охрана и укрепление здоровья воспитанников.
Задачи непрерывного образования на ступени начальной школы:
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
• оздоровление детей, профилактика заболеваний.
• формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.
• научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На состояние здоровья школьников и дошкольников, благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни.
Мы уделяем особое внимание усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения.
Для реализации приоритетного направления нами были выбраны следующие программы :
Таблица 1
Программы Задачи Итог
«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры и развитие представлений о здоровом образе жизни. Укрепление и сохранение психофизического здоровья
Парциальная программа дошкольного образования с осуществлением физического развития воспитанников «Физическая культура дошкольникам» Л. Д. Глазыриной. Качественное улучшение физического развития и физического состояния детей, органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников, обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.
Повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями, повышение работоспособности организма,
развитие творческого мышления, произвольности внимания, различных видов памяти, развитие эмоциональной сферы ребенка, повышение интереса к здоровому образу жизни.
Авторская дополнительная образовательная программа «Обучение детей 4-7 лет плаванию с элементами синхронного плавания» инструктора по ФК ДОО Л. В. Шейко (рецензия доцента кафедры дошкольного и начального образования регионального ИРО Татур Е. Е.) Интеграция разных видов деятельности, таких как плавание, музыка, познавательная среда. Освоение элементов синхронного плавания. Формирование устойчивого навыка спортивного плавания при овладении техникой способов плавания. 68% детей, прошедших обучение по разрабо-танной методике, продолжили успешно заниматься впоследствии плаванием в специальных секциях, уже учась в школе.
Модифицированная программа «Формирование умения плавать на основе ускоренной методики обучения в условиях Кольского Севера» инструктора по ФК Л. В. Шейко. (рецензия доцента кафедры дошкольного и начального образования регионального ИРО Татур Е. Е.) Рациональное распределение физической нагрузки с учетом климатических особенностей. Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей, а также на уменьшение отрицательных воздействий природно-климатических условий Кольского Севера.
На данном этапе проходит апробация программы обучения плаванию детей раннего возраста (с 3 месяцев). Также в рамках работы ЦИПРа дети с 3-х месяцев до 3-х лет, не посещающие детский сад получают в полном объеме услуги узких специалистов ДОУ. В рамках консультационного центра, организованного на базе ДОУ родители, неорганизованных детей имеют возможность получать консультации всех специалистов ДОУ. Также дети получают диагностическую помощь. Данная работа благоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье детей.
Применение в работе ДОО вариативных программ по организации здоровьесберегающей деятельности повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:
• способствует формированию потребности в двигательной активности,
• способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
• позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
• формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
• снижаются показатели заболеваемости.
Пилотная площадка по внедрению ФГОС ДО на базе нашего детского сада завершила свою работу с момента введения ФГОС ДО в дошкольное образование. Результатом деятельности явились методические рекомендации по здоровьесбережению дошкольников, которые были представлены в ГАУДПО МО «ИРО», в настоящее время готовится их публикация.
Но на этом наша работа не завершилась. В 2015-2016 учебном году между нашим ДОУ и ГАУДПО МО «ИРО» был заключен договор по организации деятельности стажировочной площадки по теме: «Развитие здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС». В этом учебном году мы продолжаем сотрудничество с «ИРО» по теме: Инновационная работа по проектированию индивидуальных и групповых стратегий физического развития воспитанников ДОО».
Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что совместная работа ДОО со школой по организации здоровьесберегающей деятельности дает положительные результаты.