Лариса Старосельцева
Проект «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Публикация «Проект „Умные пальчики“» размещена в разделах
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Гипотеза
Если в системе работы с детьми дошкольного возраста активно использовать упражнения на развитие мелкой моторики в игровых и нетрадиционных формах и приемах, то это эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям.
Цель:
- развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
• Воспитание уважительного отношения к своему труду и труду взрослого человека.
Тип проекта
По продолжительности – краткосрочный.
Время проведения проекта : с 1 октября по 30 декабря 2015 года.
По составу участников проекта –подгрупповой.
Участники: дети зачисленные на логопедический пункт,
их родители, учитель-логопед.
По направленности деятельности участников проекта -
практико-ориентированный.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный (проектирование)
2. Практический (реализация)
3. Заключительный (итоговый)
Первый этап – подготовительный
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта
Задачи:
довести до участников проекта важность данной проблемы, создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности;
составить план мероприятий;
подобрать художественную, методическую литературу, игровой и дидактический материал для детей.
Второй этап – практический
Цель – развитие сенсомоторных способностей у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.
План проведения мероприятий
Работа с родителями:
1. Консультация «развитие мелкой моторики».
2. Беседа «Выполнение пальчиковой гимнастики».
3. Индивидуальный показ выполнения упражнений.
4. Приглашение родителей на индивидуальные занятия.
5. Создание комплексов упражнений для развития мелкой моторики (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий).
6. Создание презентаций.
Работа с педагогами:
1. Консультация «Умная шнуровка- ручкам тренировка».
2. Практическое занятие «Пальчиковый тест».
3. Оформление уголков в группах.
Работа с детьми:
1. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»,
«Лото», «Нарядные бусы».
2. Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры :
«Пять веселых поросят»,
«Семья», «Капуста»,
«Дружба» и т. д.
3. Выполнение продуктивной деятельности: «Веселые картины»,
«Узоры на подносе» и т. д.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. «Весёлые шнурочки».
6. Сухой бассейн.
7. Упражнения со счётными палочками.
8. Массаж «прижимающий».
9. Игры с прищепками.
10. Упражнения с мячиком-ёжиком. Су-джок.
11. Пальчиковый театр.
Третий этап – итоговый.
Задачи:
-подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей;
-подготовка презентации проекта для обмена опытом.
Ожидаемый результат:
у детей повысится уровень развития сенсомоторных способностей;
сформируются знания и представления о цвете, форме, величине предметов и положении их в пространстве;
дети проявят активность при выполнении движений кистью и пальцами рук, при проговаривании стишков, песенок, потешек;
у детей повысится интерес к играм на развитие сенсомоторных способностей;
родители станут более серьёзно относиться к развитию сенсомоторных способностей у детей;
в группе будет создан благоприятный микроклимат.
Практическая значимость проекта.
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
В дальнейшем я буду продолжать
искать новые методические приемы,
которые будут способствовать развитию
мелкой моторики рук, общей моторики,
самостоятельности, которые будут
формировать интерес к различным видам деятельности.