Лидия Малинина
Консультация по развитию мелкой моторики «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Берёзка»
«Умные пальчики»
2018 год
Углич
Над книгой работала – воспитатель МДОУ д\с №9 «Берёзка» Малинина Лидия Николаевна.
Введение
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский,
“Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию”
В. М. Бехтерев
Публикация «Консультация по развитию мелкой моторики „Умные пальчики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. [4]
Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Вопрос развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается известными педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования, а именно З. П. Васильцова, А. В. Запорожец.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. [31]
Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.
Педагогами Ф. Энгельсом, И. П. Павловым доказано, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми снижаются. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, является недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности, тем самым формирует ситуации эмоционального дискомфорта.
Проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста группы «Полянка» воспитатель попылатся решить следующими способами:
• Через совместную работу воспитателей и детей по развитию мелкой моторики;
• Через совеместную работу родителей и детей по развитию мелкой моторики;
Реализуя способы развития мелкой моторики, воспитатель группы отследил при итоговый результат у каждого из детей. Определение первоначального уровня развития мелкой моторики проводилось по общей диагностике развития мелкой моторики, предложенной логопедом Ивановой Ю. В. (Приложение 1.)
Педагогам необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные технологии развития детей. Обогащать окружающую среду достаточным количеством пособий для развития мелкой моторики рук. Создать условия в дошкольном учреждении для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.
Совместная работа воспитателей и детей по развитию мелкой моторики.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В современное время главной задачей родителей и воспитателей становится всесторонее развитие мелкой моторики.
Ничто так не помогает детям развиваться и узнавать новое, как совместная игровая деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте, так как основывается на «живом» общении. Предмет игровой деятельности – взрослый человек как носитель определенных общественных функций.
В основной образовательной программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке, либо использовать в качестве разминок на занятиях.
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки, после чего проводится комплекс упражнений.
* «Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
* «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
* «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
* «Каток». И. п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
* «Буравчик». И. п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
* «Краб». И. п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
* «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
* «Спиральки». Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
Пальчиковые игры – важный компонент развития мелкой моторики у детей, упражнения пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга, есть при любом двигательном тренинге упражняются и руки и мозг.
Воспитателем группы «Полянка» была систематизированна картотека пальчиковых игр. С огромным интересом дети сначала слушали стишки-игры «Моя семья», «Два барана», «Про бабку» и другие, а затем выполняли манипуляции кистями рук и пальчиками. Дети подражали взрослым и четко для всех проговаривали стишки, при этом показывали не сложные упражнения, что учило вслушиваться в речь и понимать её, повышало речевую активность, да и просто создавало благоприятную эмоциональную атмосферу, т. к. играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
Самым популярным средством развития мелкой моторики в группе «Полянка» является теневой театр. Дети с огромным удовольствием следили за развитием сюжета сказки и одновременно за тем, как воспитатель складывала руки и на стене появлялся силуэт животного, птицы или человека. Пошевелив одним, другим пальцем, и тень животного открывает рот - собака залаяла, зайчонок махал лапками.
Воспитатели группы своими руками сделали теневой театр, в который вошли куклы-силуэты на палочках – герои произведения – и элементы обстановки: дома, деревья, облака и т. д. ; источник света, экран и подборка музыкальных произвелений.
С начала дети пытались правильно держать фигуки на палочках, при этом старались не закрывать света лампы. Но самым трудным для детей остаётся – не только сделать фигурку с помощью пальцев, но и суметь правильно отразить тень на экране, а также производить движения пальцами, чтобы заставить фигурку двигаться и разговаривать.
В работе по развитию мелкой моторики наибольший интерес у детей группы «Полянка» вызвала работа с пластилином и соленым тестом. Здесь происходит интереснейший творческий процесс. А результаты работы можно сохранить на долгие годы. Рецепт теста простой: 1ст. муки, 1 ст. соли и немного воды. Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок. Ребята с огромным удовольствием сминали, хлопали по тесту, плющивали его всей ладошкой, катали колбаски и каждым из пальчиков, раскатавали, отщипывали кусочки двумя пальчиками, потом прилепляли их, делая глазки, ротик, ушки; делили тесто на части, совмещали тесто с другими материалами: горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой, создавая интересные компоцизии.
Воспитателем группы были созданы игровые пособия с целью развития мелкой моторики.
«Золушка».
Для варианта данной игры были использованы два вида круп – цельный горох и красная фасоль. Для хранения круп используются пластмассовые боксы, а также большой ящик с тремя отсеками для разбора круп. Дети с удовольствием и наперегонки перебирали перемешанную крупу. Девочки с удовольствием выступали в роли золушек, а мальчики становились принцами, которые им помогают.
«Дорожки».
Вдохновившись работами замечательного мастера http://shillopop.com/2013/10/20/sensornie-dorozki-dla-palchikov/, воспитатель решила изготовить сенсорные дорожки из фетра. Детям нравится с ними заниматься. Они научились уже "бегать" не только указательным и средним пальцем, но и большим и безымянным, ведь вариантов игр очень много: можно "шагать" через одну или две пуговки, назад-вперед, можно использовать шагающие пальчиковые игрушки.
«Волшебные прищепки».
Игры с прищепками очень понравились ребятам. Они показались им не только увлекательными, забавными, но и полезными. Играя с прищепками, ребёнок развивает творческие способности, логическое мышление: подобрать ботву морковки, найти и закрепить лучики солнца, сделать хвостик зайчику, прикрепить ёлочке иголки и т. д.
«Резиночки на пальчики».
Данная игра развивает мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакций, внимательность, зрительное восприятие, закрепляет понятие правая и левая рука. Варианты использования игры различны: как игровое упражнение (кто правильнее наденет резинки на пальчики); в виде игры «Резиночки на пальчики» (кто быстрее всех наденет резиночки, звенит в колокольчик).
«Смотай ленточку» или «Игры - моталочки».
Эти полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.
Игры - моталочки используются как в соревнованиях, так и в индивидуальной работе, и в свободной игровой деятельности детей. Воспитатель предложила на выбор несколько таких игр - моталочек сделанных своими руками.
«Рисование манкой».
Многие дети очень любят рисовать. Ребята группы «Полянка» удивляют взрослых своими шедеврами. Рисовали дети не только красками и карандашами, но и крупами. Дети получили удовольствие, ведь это интересное и увлекательное занятие. Хочется особенно отметить рисование манкой. Такая техника – это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение и мелкая моторика.
Ещё одним важным занятием по развитю мелкой моторики было «Знакомство с ножницами». Дети узнали о том, какие бывают ножницы и для чего: парикмахерские, маникюрные, садовые, канцелярские, по металлу, портновские, кухонные – как с ними правильно работать, держать и передавать. Ребята группы «Полянка» с огромным удовольствием вырезали различные фигурки из бумаги и газет: завитки, спиральки, полоски, геометрические фигуры и другое. У многих детей появлялся соревновательный дух, ведь именно таким образом, играючи, ребята осваивали новый вид деятельности – вырезание.
Уделяя должное внимание различным заданиям, произошла положительная динамика в развитии мелкой моторики у детей группы «Полянка»:
• Дети научились координировать движения пальцев и кистей рук, производить их более синхронно и слаженно, в нужном темпе;
• Дети научились менять движения кистей и пальцев рук по образцу;
• Гораздо меньше стало неточных движений;
• Дети научились правильно распределять мышечную активность.
Совместная работа родителей и детей по развитию мелкой моторики.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:
• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);
• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;
• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Значительный вклад в развитие навыков мелкой моторики внесли родители группы «Полянка». Вместе со своими детьми они обдумывали, конструировали, фантазировали, создавая пособие по развитию мелкой моторики.
Оля З. с сестрёнкой Лизой и мамой Дарьей Николаевной смастерили пособие «Солнышко» - это шнуровка, сделанная из цветного картона. Оля с гордостью продемонстрировала свою поделку, теперь игра «Солнышко» используется детьми в группе.
Ангелина К. с мамой Анастасией Александровной сшили огромую подушку с изображениями ёлочки, кошки, дерева, а так же с различными застёжками, пуговками, молниями и липучками разных цветов. Принеся в группу такое объёмное пособие, Ангелина была окружена детьми и с огромным удовольствием рассказала, как его использовать.
Надя Б. с мамой Натальей Вячеславовной сшили красочный ковёр, на котором крепились разноцветные молнии всех цветов радуги, вязанные крючком цветочки на кнопках и липучках, а также крышки для закручивания и раскручивания. Надя объяснила детям, как правильно играть её пособием.
Илона К. с бабушкой Ниной отремонтировали игрушки «би-ба-бо», они пошили куклам новые платья. Теперь ребята группы могут заниматься театрализованной деятельностью в полном объёме. Илона показала ребятам отрывок из сказки «Колобок», дети с интересом смотрели мини представление.
Семён Б. с мамой Светланой Викторовной сделали аппликацию из самоклеящейся бумаги на коробке, при этом использовали крышки от пластиковых бутылок для того, чтобы обозначить солнышко, колёса грузовика и светофор. Ребята охотно играли пособием, особый интерес проявили мальчики группы «Полянка».
Матвей С. с бабушкой Тамарой Ивановной приобрели для группы пазлы с изображением снеговика. Матвей показал детям пример, как правильно играть данной головоломкой.
Никита С. с мамой Анастасией Александровной смастерили пособие «Баночки-фигурки». Никита объяснил правила игры, рассказав о том, что для каждой геометрической фигуры своя баночка с обозначением и фишки, которые необходимо распределить в соответсвующие ёмкости. Дети придумали ещё одно правило игры – «кто первым соберёт фигуры в свою баночку»!
Дима Щ. с мамой Анной Николаевной сшили пособие «Волшебные мешочки» - это мешочки одинаковой формы, которые наполнены разными мелкими предметами и крупами, а именно макаронами, пуговицами, мукой, крахмалом, рисом, гречневой крупой и другим. Дети понесколько минут с интересом исследовали мешочки, пытаясь угадать: «что там спрятано?»
Семён Р. с мамой Надеждой Сергеевной придумали игру «Земляничные тропинки». Игра, направленная на развитие памяти, мышления и мелкой моторики. Это пособие может быть использовано, как двумя, так четырьмя детьми под руководством возрослого. «Земляничные тропинки» - это пособие, которое с удовольствием будет использоваться детьми и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте.
Егор В. с бабушкой Оксаной Владимировной сделали игру-моталочку для развития мелкой моторики из лент и шнурков, а также купили конструктор лего и пособие, состоящее из геометрических фигур разных цветов и размеров. Егор сам представил свои игры для ребят группы.
Немаловажным мероприятием по развитию мелкой моторики, прошедшем в группе «Полянка», является собрание-практикум для родителей и детей. В ходе собрания родители пополнили свой багаж знаний о значимости развития мелкой моторики у детей 3-4 лет, а также узнали о приёмах развития мелкой моторики в домашних условия. Дети группы «Полянка» прочитали пальчиковые стихи-иры, удивив своих родителей умением выступать и нестесняться. Родители были не просто пассивными слушателями, но и активными участниками. Они смогли инсценировать сказку «Соломенный бычок, смоляной бочок» под руководством воспитателя. Так как практикум прошел в канун мужского праздника – День защитников Отечества, итогом стало изготовление открытки в технике «рваная аппликация».
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды совместной деятельности, совершентсвуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, прослеживается положительная динамика:
улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
мелкая моторика пальцев, кистей рук, улучшилось логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие;
создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
Заключение
В результате систематической работы, сравнив полученные данные на начальном этапе исследования с помощью общей диагностики развития мелкой моторики, были получены результаты, т. о. проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ литературы показал, что существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и зрелостью коры мозга ребёнка. Формирование мелкой моторики влияет на развитие устной речи и косвенным образом на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
2. Для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В данном исследовании это были различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда, как нанизывание бус, мозаика, вырезание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т. д. Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.
3. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Оптимальным вариантом организации развивающей работы будет совместная деятельность воспитателя и родителей, воспитателя и педагога-психолога по развитию психических процессов, а также зрительно-двигательной координации.