Варлакова Юлия
Семинар-практикум «Умения общаться с воспитанниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Педагогическая этика общения»
Тема:1
«Умения общаться с воспитанниками»
Семинар-практикум для педагогов проводится с целями:
• Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
• Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.
• Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
Публикация «Семинар-практикум „Умения общаться с воспитанниками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
• Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.
"Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения. "
А. С. Экзюперислайд
Здравствуете участники семинара. Сегодня мы рассматриваем вопрос касающийся общения воспитателя с детьми. Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
И вот сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике.
Ответе на вопрос: Что же такое педагогическое общение?
слайд
Педагогическое общение - это общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально-педагогической деятельности.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.
1. Культура профессионального общения педагога. слайд
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
Компоненты культуры речи педагога:
• Грамотность построения фраз.
• Простота и ясность изложения: немногословие.
• Выразительность:
- интонация и тональность;
- темп речи, паузы;
- динамика звучания голоса;
- словарное богатство;
- образность речи;
- дикция.
• Правильное использование специальной терминологии.
• Педагогический такт.
Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.
Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивает, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему даже не стоит делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделять ребенку внимание, как только появится такая возможность.
Далее, воспитатель проявляет выдержку в любых обстоятельствах; находит способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие, выбирает место и время для разговора по душам; понимает и оценивает детские поступки, и, главное, умеет индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на лучшее, что есть в ребенке.
Правила речевой культуры педагога: слайд
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может су-щественно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников : воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Невербальная культура общения педагога. слайд
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Роль мимики в передаче информации
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Выразительность пластики тела
Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).
При общении необходимо следовать некоторым принципам: слайд
• принимать ребенка таким, каков он есть;
• помнить, что каждый человек самобытен;
• верить в способности воспитанников
• стимулировать их творческую активность;
• уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
• не унижать достоинства ребёнка;
• не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
• помнить, что любой может ошибаться;
• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
2. Традиционное и позитивное воспитание.
Одна из книг, автора Джона Грея. Джон Грей противопоставляет два различных подхода в воспитании – традиционный (или как он выражается «В прошлом») и позитивное воспитание. В большинстве своем родители и воспитатели традиционно контролируют детей при помощи давления, страха и чувства вины. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, следуя велению сердца. В прошлом цель воспитания состояла в том, чтобы привить детям послушание. Позитивное воспитание направлено на то, чтобы вырастить волевого ребенка, но при этом склонного к сотрудничеству.
Остановлюсь на некоторых советах автора этой книги.
1. Принятие себя
Дети приходят в этот мир с врожденной склонностью любить своих родителей, воспитателей, однако они не умеют любить и прощать себя. Любовь к себе развивается на основании отношения родителей и воспитателей и их реакции на ошибки ребенка. Если детей не стыдят и не наказывают за ошибки, это дает им возможность научиться важнейшему искусству: умению любить себя и принимать себя. Психологи утверждают, что к пяти годам дети, имея Я-образ, начинают оценивать себя – я хороший, большой, добрый, не жадный. Каждый нуждается в признании своей личности с положительной стороны.
Детям нужно говорить, что они хорошие и их любят. Обсуждать следует поступки, а не личность. Ведь очень часто и хорошие взрослые люди ведут себя неправильно в некоторых ситуациях. Тем более ребенок.
За некоторыми детьми уже закрепилась дурная слава – «баловников». Мама, приходя вечером, всегда начинает с неправильного вопроса «Как себя вел?» И часто воспитатели отвечают прямо «Как всегда плохо», да еще в присутствии ребенка. А можно ответить: «Естественно. И рассказать маме, чем занимался ребенок в течении дня». Нельзя зацикливаться на отрицательном поведении – у ребенка это закрепляется как образец поведения. Почаще следует подмечать что-нибудь положительное в его поведении, и он будет стараться поступать хорошо. В словах одобрения скрыта сила преображения!
С некоторыми детьми с утра договариваюсь, что он будет стараться вести себя хорошо и я его похвалю, когда мама придет. И действительно, стараются! Важно это заметить и отметить, даже в незначительном. А как приятно маме это услышать!
2. Навыки общения
В общении с детьми стараясь посеять понятие того, что они хорошие, подчеркивая их заслуги, поощряя, когда примиряются, замечать, что их поведение изменяется к лучшему – для них становится естественным извиняться, не ябедничать, жалеть друг друга, договариваться о чем-либо без драки. Пусть это и не значительные изменения, но это ростки добра! Чтобы добрый плод вырос, он должен быть посеян и необходимо время!
Часто запрет на какой- либо негативный поступок не изменяет поведения ребенка – ему нужен совет, как следует себя вести. Ребенок порой не знает, что можно вести себя по – другому, у него просто не было другого образца.
Например: «Драться нельзя!». А ребенок уже привык это делать по любому поводу, и дома учат давать сдачу? Необходимо предложить альтернативу: «Драться нельзя, можно дружить!». «Муравьев давить нельзя! Можно понаблюдать за ними». «Ябедничать не хорошо! Можно самому сделать замечание товарищу или помочь ему!»
Для создания в группе дружеской обстановки можно слушать, петь песенки о дружбе. Затем можно предложить детям повернуться друг к другу, пожать руки, обняться по-дружески, сказать: «Ты - мой друг, ты мне нравишься!»
Учить мириться, если поссорятся, жалеть, если сделал больно кому-то. Применять мирилки. Например: переделаная «Мирилка» - «А если будешь драться - я буду обниматься!»
3. Сотрудничество
Добиться сотрудничества — значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их. И здесь решающим оказывается умение отдавать распоряжения. Жесткие приказы тут не работают. Нам не нравится, когда нами командуют, но вот просьбу мы охотнее выполняем, она порой доставляет нам чувство удовлетворения.
Джон Грей предлагает следующее:
«Формулируя просьбу, следите за тем, чтобы говорить «Не сделаешь ли ты… ?» и «Сделай, пожалуйста…» вместо «Ты можешь сделать… ?».
Формулы «Не сделаешь ли ты… ?» и «Сделай, пожалуйста…» творят чудеса, а слова «Ты можешь… ?» порождают сопротивление и недоумение».
Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества, — это слово «давай». Раз я говорю «давай сделаем» - это значит, что я буду делать вместе с ребенком, показывая ему пример. Мы – партнеры.
3. Начни день с улыбки.
Нужно ли педагогу учиться руководить собой?
Не всегда доброе расположение к детям само собой присутствует в душе. Поэтому идя на работу, необходимо себя настраиваить, убеждать и давать установки – относиться к детям с любовью. Со временем это входит в привычку, в хорошую привычку – и вы меняетесь. Это способствует продуктивному общению.
Автор книги «Улыбка моя, гдеты?» Шалва Амоношвилипризывает педагогов жить, даря улыбку окружающим. Прочитаю отрывок из книги:
«Что может сотворить энергия Улыбки?
Вот на что она способна:
— поднимает настроение тому, кто улыбается, и тому, кому улыбается;
— закрепляет устремленность к благу в том, кто улыбается, и в том, кому он улыбается;
— иначе говоря, облагораживает того, кто улыбается, и того, кому он улыбается;
— усиливает доверие людей друг к другу, способствует возникновению и закреплению духовной общности;
— помогает зарождению и усилению в людях веры, надежды, любви;
— зовет и ведет людей по пути сотрудничества, облагораживает их общность;
— служит целебной эманацией;
— гармонизирует характер людей, делает их более терпеливыми и уступчивыми;
— облегчает и сокращает путь сближения людей, служит взаимопониманию;
— служит накоплению даров духа;
— гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть;
— делает жизнь людей красивой, радостной. Так улыбка несет мощь».
Конечно, не все люди улыбчивые от природы, но педагогу необходимо научиться быть приветливым и улыбчивым – это возможно, это нужно, это хорошая привычка, которая преобразует характер, облегчает общение! Мы не говорим сейчас о лицемерной улыбке, как о маске на лице, но о внутреннем настроении, которое проявляется в улыбке. Людям нравится, когда им улыбаются. Практикую это в своем педагогическом общении следующим образом:
Утром спрашиваю детей, какое у них настроение. Очень часто малыши говорят, что плохое, и это, конечно, заметно по ним – плаксивые, вялые, агрессивные уже с утра. Тогда предлагайте «настроить» свое настроение (ведь именно от глагола «НАСТРОИТЬ» происходит существительное).
Поиграйте в игру «Примерь улыбку».
На зарядке дети маршируют энергичнее, когда им предлагают улыбнуться, похлопать в ладоши себе. Это помогает принимать себя, считать себя хорошими, способными.
На занятии дарите им улыбку, и просите детей подарить свои улыбки вам. Говорю им какие они симпатичные, милые, светлые.
После сна - произнесите фразу: «Потянулись, улыбнулись. Сделали упражнения, обняли себя, поаплодировали себе».
По истине замечательные слова принадлежат Ш. А. Амоношвили: «Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает жизнь»!
ВЫВОД: Одной из первостепенных задач в работе современного педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова. Приемы взаимодействия с ребенком должны быть психологически эффективными:
• слушать и понимать ребенка;
• взаимодействовать с ребенком без борьбы;
• научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;
• побудить его на положительные поступки.
В заключение своего выступления на тему общения педагога с детьми скажу, что педагог, развивая в себе хорошие привычки, станет положительным образцом для подражания.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА.
1. Деление участников на команды.
Задание 1. Упражнение: «Психологическая установка на работу».Участникам предлагается сформулировать самостоятельно настрой на хорошую работу. Каждая команда презентует свою настройку.
Задание 2. Упражнение «Улыбка». Участники команд дарят друг другу свою улыбку.
Задание 3. Невербальное общение. Упражнение выполняется небербально.
1-й команде:
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
1. с укоризной;
2. с настойчивым запретом;
3. с интересом;
2-й команде:
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:
1. с безмерным удивлением;
2. с гневом;
3. с ожиданием дальнейших действий;
Задание 4. Выразительная речь
1-й команде:
Произнесите фразу «Иди сюда»
громко,
возмущенно,
радостно,
строго,
таинственно,
2-й команде:
Скажите «Молодец»
тихо,
громко,
ласково,
удивленно,
радостно.
Задание 5. Упражнение «Незаконченное предложение»
Цель - развивать умение самоанализа, осмысление качеств личности, навыков, умений, которые дают чувства внутренней уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологические барьеры.
КАРТОЧКИ КОМАНДАМ.
«Педагогом быть хорошо, потому что…» «Педагогом быть плохо, потому что…»
Затем происходит обмен впечатлениями. Было ли что-то, что позволило взглянуть по-другому на роль педагога? Было ли что-то неожиданным? Было ли кому-то трудно найти хорошее/плохое?
Задание 6. Игра «Ручеек»
Цели:
• провокация переживаний, связанных с оцениванием;
• анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок;
• найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте и помогающие преодолению барьера.
Материалы:
• карточки с фразами и словами (карточки педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).
Участники заполняют карточки с фразами которые обычно говорят ребенку, когда им довольны и когда ребенком недовольны.
Я доволен ребенком и говорю ему…. Я не доволен ребенком и говорю ему…
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одна сторона прочитывает карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другая— карточки со словами, когда ребенком недовольны. Затем меняются.
Психолог дает инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».
Психолог проводит каждого по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.
Ообсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова и фразы вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова? Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?
Задание 7. Упражнение «Что я приобрел?»
Цель — оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.
Подумать и ответить на вопрос: «В чем состоит наиболее важный опыт, который я приобрел, работая сегодня в группе?»Записывают на лепестках ромашки. !
В заключение раздаются памятки под названием: «Некоторые условия успеха воспитательской деятельности».