Маргарита Баранова
Родительское собрание «Учите детей говорить правильно» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: демонстрация родителям актуальности формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3-4 лет; обучить их правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; продемонстрировать использование наглядного материала по развитию речи в детском саду в регламентированной и игровой деятельности с детьми (с использованием технических средств); продолжить работу по взаимодействию с родителями.
Публикация «Родительское собрание „Учите детей говорить правильно“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники: родители, воспитатели, учитель-логопед.
Место проведения: групповое помещение.
План проведения:
1. Вступительный этап.
2. Основная часть:
игра «Вопрос-ответ»;
ознакомление с результатами экспресс-интервью «Для чего нам нужна речь?»;
педагогически всеобуч «Развитие речи ребёнка 3-4 лет»;
советы учителя-логопед.
3. Практическая часть.
4. Подведение итогов собрания:
рефлексия;
принятие решений.
Ход собрания.
В начале собрания родителям предлагается экспресс-опрос «Для чего нам нужна речь?» (листочки и ручки).
- Здравствуйте, уважаемые родители! Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красив!
Е. Щукина
Тема нашей встречи «Учите детей говорить правильно». Давайте сейчас мы с вами познакомимся поближе. Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на некоторые вопросы:
Продолжите фразу: «Я мама (папа) …. (имя ребёнка).
Ему …. (возраст).
«Мой ребёнок начал говорить…»
Вот мы все и познакомились с вами и вашими детьми.
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 месяцев. Это является физиологической нормой. Поздравляем вас!
Игра «Вопрос – ответ».
- Сейчас я предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руки те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руки тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук… Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано - и это физиологическая норма, т. е. свойственно данному возрасту.
-Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки, ведёт беседу о прочитанном произведении.
Очень жалко, что в нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
- Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться детская речь ребёнка 3-4 лет.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Ознакомление родителей с результатами экспресс-интервью «Для чего нужна речь?».
Примерные варианты ответов:
- общаться друг с другом;
- писать письмо;
- благодарить любимых;
- оригинально выражать свои мысли;
- быть успешным на работе и т. д.
Теперь остановимся на возрастной норме развития речи детей 2 младшей группы.
Развитие словаря.
Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь ребёнка.
Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи на основе полученных знаний и представлений ребёнка об окружющей жизни.
Пассивный словарь – слова, которые ребёнок не произносит, но соотносит с предметами.
Детям необходимо показать, что каждый предмет имеет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их (отвечая на вопросы: «Что? Кто это, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («Что делает?» Что с ним можно делать?». Такое обучение проводится в играх «Что это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».
В активном словаре ребёнка 3-4 лет:
существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш, наречия (тут, там, здесь, числительные (один, два, притяжательные прилагательные (папин, мамин, дядин);
обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, детёныши животных, фрукты, овощи, игрушки, посуда);
многозначные слова: ножка стула-ножка стола-ножка у гриба; ручка у сумки-ручка у зонтика-ручка у чашки; иголка швейная-иголка у ежа-иголка у елки;
соотношение целого и их частей: поезд - окна, вагоны, колеса;
слова с противоположным значением: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, светлый-тёмный.
Грамматический строй речи:
усвоение морфологических элементов слова (приставки, суффикс, окончания);
усвоение правил построения предложений;
использование разных частей речи.
Дети 3-4 лет:
отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов;
составляют фразы из 2-3 предложений;
используют в речи предлоги «в», «на», «под», 2над». (Игры «где сидит собачка?», «Где спряталась игрушка?» (с использованием игрушек).)
Звуковая культура речи.
Работа по воспитанию ЗКР включает в себя развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, а также различных средств интонационной выразительности. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Дикция отрабатывается с помощью специального речевого материала: шутки-прибаутки («Бы-бы-бы – идёт дым из трубы», «Ра-ра-ра – мы поймали комара», потешки, поговорки, фразы, содержащие определённую группу звуков («У Сани едут сани сами», упражнения на договаривание слогов, называния слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).
Сколько тебе повторять: надо говорить «шапка», а не «сапка». Когда ты это запомнишь? – сердится мама на своего 3-4 летнего ребёнка. Так часто бывает: малыш бойко тараторит, но не выговаривает отдельные звуки, по-своему переставляет слоги в словах. Не волнуйтесь. Ничего страшного! В этом возрасте у ребёнка звукоподражание сформировано ещё не до конца. Усвоить все звуки он должен к 5,5 – 6 годам.
Интонация – это фонетическое средство языка, которое позволяет выражать разные чувства.
Система фонем - усвоение и правильная передача отдельных звуков, их сочетаний.
Дети произносят следующие звуки:
все свистящие («с», «сь», «з», «зь», «ц»);
все губные («п», «пь», «б», «бь»);
все зубные («т», «ть», «д», «дь»);
все гласные («а», «о», «у», «и», «ы», йотированные «я», «ю», «ё», «ю», «е»);
шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») заменяются на свистящие : вместо «каша» - «касса»;
сонорные («р», «рь», «л», «ль») заменяются на «ль», реже – «й» - «йябота», «йёка».
Постепенно к 4-5 годам возрастные несовершенства исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.
Развитие связной речи
Взаимосвязь всех сторон речи является предпосылкой развития связной речи. Но основой является обучение детей рассказыванию. Дети учатся пересказывать литературные произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомо сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним и, наконец, самостоятельно. При рассматривании картин дети учатся отвечать сначала на вопросы по содержанию картины, внимание обращается на персонажей картины и их действия, а затем составляется короткий рассказ сначала вместе с взрослым, а затем самостоятельно. Дети уже самостоятельно могут составлять рассказы повествовательного типа. У них надо развивать умение видеть структуру рассказа: начало, середину и конец, активизировать глагольную лексику в определенной конкретной ситуации, т. к. глагол является основным средством развития сюжета. В этом возрасте можно развивать у детей монологическую речь в изложении коллективного рассказа.
Игра с родителями «Чудесный мешочек».
Цель: развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия и речи. (Описание в презентации.)
Речевой слух очень важен в овладении ребёнком речью. Слыша слова, ребёнок сам начинает их произносить. Так как речь осуществляется на выходе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков.
Игровое упражнение «Узнай по интонации». Скажите «ай-ай-ай» сначала грустно, потом весело и удивленно.
Развитие слухового внимания и речевого слуха.
Игра «Угадайте, что звучит?» (используются стаканы с крупой и 2-3 коробки из-под йогурта, наполненные крупами).
Чтение художественных произведений.
Требования к литературному материалу:
• он должен затрагивать эмоциональную сферу ребёнка;
• стихи, сказки, рассказы должны быть небольшими по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания;
• «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое-вот в чём здесь главное дело» (К. Ушинский);
• одно и тоже произведение дети любят слушать по несколько раз;
• спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями;
• учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
• учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Практическая часть. Упражнение «Подбери слова».
Подбери эпитеты к словам:
«снег» (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий, хрустящий);
«человек» (замечательный, вежливый, участливый, доброжелательный, предупредительный, открытый, сердечный).
Упражнение «Положительный пример».
Старайтесь сами выражать как можно больше эмоций словами, чтобы подавать ребёнку пример.
Ситуация 1. Вас подрезали на дороге. Вам хочется посигналить, опустить стекло, выглянуть из окна и начать ругаться. Вместо этого скажите: «Фу-ф, я так разозлилась и напугалась, когда эта машина пронеслась перед нами. Иногда я злюсь, когда мне страшно, а ты?».
Ситуация 2. Вы забыли ключи от дома. Вам хочется о досады ударить входную дверь, обвинить в случившемся кого-либо. Вместо этого скажите: «Как жаль, что я забыла ключи и мы не может попасть домой. Давай поиграем в слова и подождём, пока придет папа и откроет дверь».
Ситуация 3. Малыш рассыпал банку с крупой. У вас резко портится настроение, и вы смотрите на пол с кислым лицом. Вместо того скажите: «Хм, я только что убрала и не выношу грязный пол. Я гораздо быстрее подмету его, если ты мне в этом поможешь».