Татьяна Гулько
Опыт работы «Учим детей сочинять сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учим детей сочинять сказки»
Воспитатель МБДОУ № 6 «Теремок» Гулько Т. Б.
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Публикация «Опыт работы „Учим детей сочинять сказки“» размещена в разделах
Проблема развития связной речи детей хорошо известна в кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники мы решали следующие задачи:
Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Учить составлять сказки.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение сказки,
- последовательность сказки,
- лексико-грамматическую наполняемость сказки.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, а также сказках. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы и сказки детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы
Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ или составление сказки по плану.
Работа над сочинением сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников, начиналась с использования наиболее легкого приёма “придумывание продолжения или завершения сказки”. Вначале детям давался образец, который содержал завязку рассказа, и затем определялись пути развития сюжета. Для этого я использовала детские сказки природоведческого содержания, незнакомые детям, или же если сказка была знакома, предлагала придумать окончание по-другому. Также необходимо напоминать детям, что сказка – это такой жанр, в котором может случится всё что угодно.
Кроме этого, мы с детьми закрепляли умения составлять описательные рассказы о животных, формировали представления о предметах и явлениях природы. Особым видом обучения связного высказывания являлись рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделялось описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строилась в несколько этапов: 1) выделение значимых объектов картины; 2) рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; 3) определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; 4) объединение мини-рассказов в единый сюжет. В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине начинали работу с распространения предложений, в которые вводились модели “красивых слов” – употребление детьми качественных прилагательных; “слов действия” – глаголов. Незаменимое место отводилось “эмоциональным моделям”, с помощью которых дети вносили в свой рассказ нотки грусти или радости. Дети описывали пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигалась включением описаний и действий живых предметов. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине служили силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могли быть выделены только по косвенным признакам. После того, как дети могли составить рассказ, поэтому же плану я предлагала рассказать сказку о дереве, о кошке, о маленьком семечке.
Затем дети знакомились с другим приё мом: использовались разнообразные упражнения по закреплению составления различных типов предложений: по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам. Например, детям предлагались отдельные слова: девочка, дерево, птица. Нужно было составить связный сказку, используя эти слова. Эти упражнения проводились в процессе игровых ситуаций, кто интереснее придумает. Достаточно распространенным приёмом был приём по составлению коротких сюжетов. Дети сами выбирали действующих лиц: людей, птиц, деревья, цветы, животных; после чего ребёнок рассказывал о своей сюжетной линии.
Лучшие детские сказки записали и составили альбом, что, с одной стороны, повышало эмоциональный настрой, а с другой, позволяло критически со стороны оценивать себя.
Третий этап работы – собственно процесс детского творчества. На данном этапе при выборе материала необходимо было учитывать нравственную направленность сюжета, что помогало бы воспитывать у ребёнка доброе отношение к героям произведений, умение давать критическую оценку поступков отдельных персонажей. При использовании серии картинок, учили детей устанавливать причинно-следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Так возникал замысел сюжета, поиск художественных средств. Процесс детского творчества не очень развёрнут во времени, однако возникновение замысла у ребёнка проходило успешно, когда была создана установка на деятельность: “придумаем сказку”. Наличие замысла побуждало детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Ответы детей были более полными и развёрнутыми, когда использовали разнообразные синтаксические конструкции, “образные средства родного языка”. После этого предлагалось детям придумать свою сказку, которая не должна повторять известную. При этом обращалось внимание детей на способ цепного построения композиции, что герои в ней могут появляться “от малого к большому” или наоборот. В ней могут быть схожесть зачинов, концовок, троекратность эпизодов. Дети охотно, с увлечением принимали участие в придумывании различных сюжетов.
Также на данном этапе широко применялся приём придумывания сказки по предметно-схематической модели. Например, нужно сочинить сказку по картинке. Для этого показывали какую-нибудь картинку, которая была отправной точкой детской фантазии. Конечно, детям на первых порах было сложно, глядя только на предмет, сочинить что-то интересное. Использовался такой приё м: подводили детей к мысли о том, что этот предмет становится волшебным и добрым людям помогает, а у злых людей меняет свои свойства наоборот. Дети легко справлялись с таким заданием, в дальнейших своих повествованиях они часто его использовали.
Сложней была работа, когда детям предлагались только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Например, как же сочинить сказку, глядя только на пунктирную линию? Очень трудно. Л. Б. Фесюкова подсказывает приём : можно предложить ребятам такой вопрос: “На что похожа пунктирная линия?” Вместе с детьми приходим к тому, что это может быть дорожка, чьи-то следы, и тогда подсказываем, может, это Зайчик запутывал свои следы, спасаясь от Лисы? Так, в каждом конкретном случае, мы помогали детям сочинять сказки по схематическим моделям.
Продолжая учить детей придумывать сказки, используя моделирование, обучали дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры. Так, мы показывали три одинаковых по цвету, например, коричневых, но разных по величине кружка и один кружок красного цвета. Просили детей узнать сказку. Дети сразу узнавали сказку “Три медведя”. В другом варианте: предлагались семь одинаковых треугольников и одна любая геометрическая фигура, например, тот же красный кружок. Тогда прототипом сказки будет “Волк и семеро козлят”.
Также дети с удовольствием восприняли такой приём, как “коллаж из сказок”. Для будущего повествования, детьми были выбраны следующие герои сказок : Дюймовочка, Гусеница, волшебное дерево, бабочка. Детям понравилось задание, и они с увлечением включились в работу. Обсуждение героев будущей сказки шло активно, дети с увлечением предлагали персонажей сказки, описывали их внешний вид, действия и дальнейшие события, повороты сказки. Во время придумывания сказки, детям потребовалась незначительная помощь: было предложено использовать в сказке какое-либо волшебное средство, также задавались наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию, и потребовалась незначительная помощь при завершении повествования.
Далее детям было предложено сочинить сказку о необычном существе. Дети выбрали бабочку, у которой были прозрачные крылышки, ей хотелось иметь разноцветные крылышки, как у её подружек. Во второй части задания – путешествие героя – заметно не только заимствование сюжета из понравившихся сказок К. И. Чуковского, но и собственные вариации. Анализируя сочинённую детьми сказку, можно сказать, что предложенные методы сочинения сказок значительно развили словесное творчество детей.
Таким образом, мы заметили, что дети без участия педагогов начали придумывать собственные повествования. Они интересовались их качеством, стремились завершить, испытывали эстетическое удовольствие. Также было замечено, что ребёнок из пассивного превращается в активного “мыслителя”. Поэтому на данном этапе важнейшим шагом был анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность в творческой деятельности ребенка. Анализ был нужен и для формирования художественного вкуса детей. Дальнейшим шагом нашей работы было научить ребенка замечать собственные ошибки, промахи, допущенные при сочинении собственных повествований.
Здесь важно правильно провести оценку детской сказки. Она должна быть объективной, краткой, носить ненавязчиво-обучающий характер. Поэтому мы оценивали детские сказки тактично, корректно добавляли отдельные детали, которые пропускал ребёнок.
Анализ составленных детьми сказок показал, что после проведённой работы была выявлена положительная динамика развития фантазии, словесного творчества. Дети познакомились с разнообразными методами сочинения сказок, научились использовать все необходимые элементы в своих композициях, что в значительной степени повысило их уровень словесного творчества. В представленных сказках соблюдена логика развития сюжета, широко используется словарь, правильное употребление речевых форм. Сюжет каждой сказки по-своему интересен, своеобразен, индивидуален. В них отражается эмоциональное состояние детей, их заветные желания, особенности поведения. Все дети с удовольствием включались в творческий процесс, задания выполнялись с увлечением, что благотворно отражалось на результатах деятельности.
В заключение, хочется отметить, что благодаря использованию сказок – образцов литературного и народного наследия, в процессе занятий у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к словесному творчеству, самостоятельность при отборе “образных средств родного языка”, способность выражать свои мысли.
Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание.