Сахая Спиридонова
Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. Развитие воображения является одной из самых актуальных сторон нашей жизни, оно является высшей
и необходимейшей способностью человека. В настоящее время одной
из актуальных задач дошкольного образования является развитие личности ребёнка, обладающей творческим воображением.
Психологи доказали, что воображение широко включено
Публикация «Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. ВСЕ материалы
- Старшая группа
- Темочки
в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса.
На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л. С. Выготский С. Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
Проблема развития воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».
Замечательным средством, способствующим развитию воображения, является изобразительная деятельность. Создавая любое изображение, ребенок получает возможность передать свои впечатления от окружающей действительности.
Актуальность работы определяется необходимостью поиска эффективных способов развития творческого воображения как важнейшего психического процесса.
Объект исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие творческого воображения старших дошкольников в сюжетном рисовании.
Цель исследования – изучение развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании.
Гипотеза исследования. Процесс творческого воображения старших дошкольников происходит в занятии сюжетным рисованием,
так как в сюжетном рисовании ребёнку необходимо придумать вариант сюжета рисунка, определить композицию, подобрать выразительные средства линии: штрихи, контур, содержание, создавать свой неповторимый художественный образ.
Задачи исследования:
1. оИзучить научно-методическую и психолого-теоретическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать эффективные методики по развитию творческого воображения старших дошкольников.
Методы исследования: теоретические: анализ теоретических источников; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы; наблюдение; количественная и качественная обработка результатов исследования.
Методологическую основу исследования составляют научные представления о природе детского воображения и процессе его развития Л. С. Выготского, О. А. Григорьевой, О. М. Дьяченко, Е. И. Игнатьева, В. Т. Кудрявцева, О. И. Никифоровой, Ю. А. Полуянова и др. ; положения теории и практики художественного развития личности ребенка Г. Г. Григорьевой, Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, Т. С. Комаровойи др.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в обосновании психологических основ развития творческого воображения старших дошкольников в сюжетном рисовании
Практическая значимость исследования связана с возможностью применения материалов исследования психологами и педагогами ДОО в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования старшая группа «Солнечные лучики» МБДОУ №15 «Северные звездочки» г. Якутска.
Под творческим воображением понимается создание новых образов
без опоры на готовое описание или условное изображение. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности [18, с. 29].
В психологии выделяют несколько видов творческого воображения, среди которых основными являются пассивное и активное воображение.
Пассивное воображение подчиняется желаниям, которые мыслятся
в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные личностью потребности. Воображение выступает при этом
в качестве замены деятельности, ее суррогатом, из-за чего человек отказывается от необходимости осуществлять какие-то действия.
В данном виде воображения происходит нереальное, то есть мнимое личностью удовлетворение какой-либо потребности либо желания.
Активное воображение практически во всех случаях направлено
на решение творческой либо личностной задачи. В активном воображении мечтательность и «беспочвенные» фантазии практически не присутствуют, так как активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией. Активное воображение, пробуждается задачей и ею направляется, то есть оно определяется волевыми усилиями человека и поддается волевому контролю. Активное воображение заключает в себе следующие виды [18, с. 30] :
1. рВоссоздающее воображение, которое является одним из видов активного воображения.
В случаях использования воссоздающего типа воображения происходит конструирование новых образов, представлений у человека
в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений (к примеру, таких, как описание, рассказ, схем, чертежей, различного рода условных изображений (символов, знаков; имеет в основе создание тех либо других образов, которые полностью соответствуют описанию. Таким образом, человек наполняет исходный материал образами, которые у него уже есть.
2. Творческое воображение – это такой вид воображения, в процессе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, которые представляют определенную ценность для других людей либо общества
в целом и которые воплощаются в достаточно конкретные оригинальные продукты деятельности.
Творческое воображение предусматривает самостоятельное создание образа, вещи, признака, которые не имеют аналогов
Воображение как ведущий компонент творческой деятельности детей, как ведущее психическое новообразование дошкольника. Как и остальные психические функции, оно является отражением окружающей действительности, социально по своей природе и имеет основные предпосылки для развития в дошкольном детстве.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто
и с помощью разнообразных средств и примеров.
. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других. Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка. Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека.
В результате изучения специфики развития творческого воображения у детей дошкольного возраста, мы отмечаем, что:[1, с. 4]
- во-первых, начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция);
- во-вторых, о развитости творческого воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков;
- в-третьих, в многочисленных исследованиях детского творчества и развития различных видов деятельности ребенка, анализ которых был произведен выше, было показано, что при всем общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, свои закономерности развития;
- в-четвертых, детское воображение беднее взрослого, что объясняется бедностью его жизненного опыта; в связи с чем возникает острая необходимость расширения опыта ребенка с целью созданию творческих основ для его творческой деятельности;
в – пятых, чем большее многообразие форм, методов, приемов, средств по развитию творческого воображения будет использовать воспитатель в своей работе с дошкольниками, тем больше ребенок услышит, увидит, переживет, узнает, освоит, тем большим количеством элементов действительности он будет располагать в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его творческого воображения.
1.3. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников в сюжетном рисовании
. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.
Рисование отдельных предметов – это грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета.
Декоративное рисование – это украшение различных форм элементами.
Сюжетное – это изображение нескольких предметов, объединенных единым содержанием. Сюжетное рисование называют еще сюжетно-тематическим, содержанием которого является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы и объекты в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.
Через какие же стадии проходит развитие композиции детского рисунка. Эту проблему изучали Е. А. Флерина и Л. А. Раева.
Совсем маленькие дети просто «раскладывают» фронтальные изображения предметов на листе бумаги. Примерно с 3-х лет в рисунке появляется полоса-линия, изображающая небо и землю. Ребенок располагает изображение на этой полосе. Если ему не хватает одной линии, ребенок рисует выше еще одну. Флерина называла это «фризовым» построением рисунка.
Понимание, как можно изобразить глубину пространства, приходит к ребенку 5-6 лет под влиянием обучения. Старшему дошкольнику доступно понимание основ перспективы, прежде всего – линейной (уменьшение предметов с отдалением их). Ребенок 5-7 лет способен к созданию 2-3-х планового изображения.
Известной слабостью детского рисунка является и искажение пропорциональных соотношений при изображении предметов, затруднения передачи движений и поз. Сказывается несовершенство развития восприятия и слабость зрительного контроля в процессе рисования.
Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребенком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности.
Задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку.
1. Формировать интерес к окружающим явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.
2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).
3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.
4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа :
а) приемам создания простейших композиций; стимулируя и поощряя изображение одного предмета в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предметов на вариативном уровне – в средней группе; располагая изображение на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображение тех предметов, что ближе – внизу листа, дальше – наверху; варьируя расположение изображений на листе, подводить детей к осознанному выбору и построению композиции, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних – меньше - в старших группах;
б) учить изображать в рисунке главное, т. е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя и старшие группы);
в) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах);
г) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы).
6. Обучать детей способам восприятия, наблюдениям явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.
7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
8. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности (композиции, колорита).
9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения.
Методика обучения сюжетному рисованию.
Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:
- Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.
- Помощь детям в осмыслении связи между представлениями и способами изображения.
В начале занятий проводится беседа, основной целью которой является формирование замысла, изобразительного представления. На это отводится немного времени, примерно 7-8 минут. Основная часть времени отводится исполнительской деятельности. Беседа в начале занятия должна быть направлена на такое формирование замысла, при котором процесс замысливания рассматривается и строится не изолированно, а в структуре целостной деятельности детей на занятии. В процессе беседы определяется примерное содержание будущего рисунка, его композиция.
Интересен прием предварительного выстраивания композиции будущего изображения при помощи модулей (набор бумажных геометрических форм разных величин и цветов). Модули прикрепляются к плоскости листа бумаги и символизируют собой предметы и объекты, которые следует изобразить.
Показ приемов рисования возможен, но в виде обобщенных силуэтов, без подробной прорисовки.
После общего разговора с детьми, выяснения некоторых замыслов перед исполнительской деятельностью воспитатель напоминает, а лучше вместе с детьми вспоминает то главное, что дошкольники должны сделать. Может быть, это будут советы по технике работы, напоминания о последовательности изображения.
Один из ярчайших показателей личностного развития ребенка – стремление по собственной инициативе продолжить рисунок. Такие стремления у детей достаточно редки. Более часто встречается ответная реакция дошкольников на внимание к его рисункам – чувство бережного отношения к тому, что сделал, что выполнил. Все это крайне важно для дальнейшего развития деятельности, а значит, и развития личности ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста могут создавать композиции по заранее продуманному плану, иногда могут строго выдержать принцип единства времени и действия. Соответственно, при руководстве воспитателю необходимо применять комплекс методов и приемов обучения для более полного воздействия на все стороны личности ребенка, что поможет эффективному и успешному развитию детского творчества.
В своих работах Е. А. Флерина выделила отличительные особенности детского рисунка: [7, с. 72]
1. Искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребёнком своих мыслей и чувств. При использовании минимум средств, ребёнок передаёт своё состояние.
2. Смелость. Риск, способность к риску - непременное условие и характеристика творческой личности.
3. Содержательность. В рисунках старших дошкольников - всё, что окружает детей, что их волнует.
4. Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
5. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности.
6. Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.
7. Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность. Такая особенность детского рисунка может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. Оригинальность образа - показатель творческого воображения.
8. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.
Таким образом, тематика сюжетного рисования определяется, прежде всего, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Часто на занятиях по сюжетному рисованию используют нетрадиционные техники рисования, так как это способствует развитию его сенсорного опыта, и, чем больше впечатлений получит ребенок, тем многообразнее и богаче будет его творчество и замысел следующих творческих работ. Неизменным правилом является лишь то, что содержание каждой темы должно быть конкретно определено.
Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей - конкретное сходство с натурой [20, с. 41].
Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами. Иногда картину можно использовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части, детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежание копирования детьми.
Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Использование художественных образов помогает в раскрытии замысла [23, с. 52].
Итак, дошкольники старшей группы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Неудачную работу не следует обсуждать коллективно, ее надо проанализировать индивидуально с ее автором. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в рамках курсовой работы исследование позволяет сделать следующие выводы.
Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Творческое развитие молодого поколения – одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в процессе развития ребенка нужно уделять творческому воображению.
Было выяснено, что творческое воображение является одним из видов воображения как психического познавательного процесса. Интерпретировав множество определений разных авторов, мы остановились на том, что «творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности, своего рода продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение». Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности детей.
Большим потенциалом для развития творческого воображения обладает сюжетное рисование. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов изучения процессов творческого воображения у детей показал, что дети старшего дошкольного возраста больше всего затрудняются в выполнении творческих заданий. Мы объясняем это тем, что выполнение творческих заданий требует хорошо натренированных умений и навыков, а все эти умения требуют большого жизненного опыта.
На основе изученного нами теоретического материала и проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
- одной из задач в воспитательно - образовательной работе дошкольных образовательных учреждений является развитие творческого воображения дошкольников, в данном случае сюжетном рисовании;
- по результатам диагностик мы выявили, что у большинства обследованных детей старшей группы наблюдается средний уровень развития творческого воображения.
Таким образом, по итогам нашего исследования, можно констатировать, что поставленная цель достигнута, задачи успешно решены и выдвинутая гипотеза подтвердилась