Получи документы

Творческие находки при создании познавательной среды в группах

Ольга Любарская
Творческие находки при создании познавательной среды в группах
▼ Скачать + Заказать документы

Творческие находки при создании познавательной среды в группах.

Основная цель: создание условий для развития у детей познавательных интересов, познавательных способностей.

Задачи:

- внедрение в практику новые подходы к организации развивающей предметно – игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

- организовать развивающую среду, способствующую развитию познавательных интересов детей с учетом их потребностей и интересов.

Публикация «Творческие находки при создании познавательной среды в группах» размещена в разделах

А. В. Петровский говорил: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника, поскольку познавательная активность, это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира».

Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог – владеющий необходимыми личностными качествами (творческим потенциалом, с арсеналом необходимого педагогического инструментария, может увлечь, заинтересовать, способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Формирование предметно - развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста. ФГОС выдвигает следующие требования к развивающей предметно - пространственной среде. Она должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, вариативной, безопасной.

Развитие познавательного интереса очень сложный процесс который возможен при наличии в группе развивающей предметно – пространственной среды. Потребность детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной, на познание окружающего мира. Время идет вперёд и мы должны идти в ногу со временем. В нашей группе появилась возможность создать развивающую предметно – пространственную среду с элементами ТРИЗ - технологии. Во-первых - это дополнительный дидактический, игровой, методический материал, во вторых это дает возможность качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

На мой взгляд, наиболее интересным для детей являются «Круги Луллия» - это пособие из арсенала технологии ТРИЗ.

Круги Луллия - многофункциональное пособие, так как с его помощью можно решать множество образовательных задач:

• Развитие логического мышления.

• Закреплять знания об окружающем мире.

• Развитие сенсорных способностей.

• Тренировать наглядно-образное мышление.

• Развивать представление о множестве.

• Тренировать в счёте, решение примеров.

• Закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их.

• Формировать представления о математических понятиях.

• Знакомство с цифрой, цветом, размером.

• Развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Методика работы с кругами Луллия следующая.

Например, вы знакомите дошкольников с животными. На одном из колец помещаются изображения животных, на втором места их обитания, на третьем пища животных. Вращая кольца и соединяя сектора дошкольники запомнят, что птица живёт в гнезде и питается насекомыми, а пингвин во льдах и ест рыбу. С возрастом эту игру можно усложнить, предложить детям подумать, что будет с белкой, если она попадёт в гнездо и будет питаться морковкой (дети могут соединять сектора в любой комбинации и составлять, таким образом, творческие рассказы). Использовать круги Луллия можно в любых областях. Например: закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра); знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном); развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах). Варианты использования этого пособия безграничны.

Методические рекомендации при использовании этого метода

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, липучек, чтобы можно было легко поменять их.

Достижению тех же целей и задач способствует ЛЕПБУК

Лэпбук или тематическая папка (а также наколенная книга, мини-книжка) – это самодельная интерактивная папка с дверками, окошками, кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме. Лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения, который отвечает современным требованиям организации предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

- трансформируемость (дает возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации);

- полифункциональность (использование в разных видах детской активности);

-вариативность (переодическая сменяемость разнообразных материалов, обеспечивающих

свободный выбор детей);

- доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности;

- лэпбук соответствует самому главному требованию к организации ППРС – это безопасность.

Какое значение имеет лэпбук для педагога? Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Для ребенка лэпбук – это помощник в:

- понимании и запоминании информации по изучаемой теме;

- приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

- повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Чтобы изготовить лэпбук, нужно придерживаться несложной схемы:

1. Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Для детей младшего возраста я беру «обобщающие» темы, например «весна», «зима»…. Для детей старшего возраста можно взять темы, несущие более конкретную информацию.

2. После того, как вы определились с темой, вам надо взять бумагу, ручку и написать план. Так как это не просто книжка, а учебное пособие, необходимо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

3. Третий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет: используя компьютерные технологии и программы или проявить чудеса изобразительного искусства, т. е. нарисовать чертеж от руки. Здесь границ для фантазии нет. Формы представления информации могут быть различные: от самых простых – текстовых, до развивающих заданий и игр. Затем все это надо разместить на разных элементах: книжка-раскладушка, кармашек, цветочек, спрятать за дверцу, движущий элемент, карточки, гармошка и т. д. Потом сделать черновик: нарисовать все это на листе бумаги А4, сложенном в виде лэпбука, Так будет легче понять, как потом разместить элементы на лэпбуке.

В заключении хочется отметить, на мой взгляд, лэпбук, круги Луллия – это эффективные технологии дошкольного образования.

Если развивающая предметно – пространственная среда спроектирована, организована профессионально грамотно, если элементы среды обладают развивающим потенциалом, то такая среда способствуют максимальному раскрытию способностей и возможностей ребенка дошкольника, развитию познавательной мотивации.

Используемые источники:

https://www.1urok.ru/categories/19/articles/26609

https://www.maam.ru/detskijsad/poshagovaja-instrukcija-po-izgotovleniyu-mnogofunkcionalnoe-didakticheskoe-posobie-kolca-lulija.html

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-krugi-lulliya-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-detey-doshkolnogo-vozrasta-3806835.html

https://infodoo.ru/razvivayushhee-posobie-koltsa-lulliya

https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetno-prostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мои поделки в организации и в создании развивающей средыМои поделки в организации и в создании развивающей среды Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Аналитическая справка о результате участия воспитателя в создании предметно-пространственной среды в ДОУ (часть 1) .

Аналитическая справка о результате участия воспитателя в создании предметно-пространственной среды в ДОУ (часть 2) часть 1 Реализация образовательной программы дошкольного образования (отражение образовательных областей) В нашей группе развивающие зоны.

Центр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУЦентр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУ Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.

Фотоотчет о создании развивающей среды к 9 мая «Мы помним! Мы гордимся!» в средней группеФотоотчет о создании развивающей среды к 9 мая «Мы помним! Мы гордимся!» в средней группе Фотоотчет о создании развивающей среды к 9 мая «Мы помним! Мы гордимся!» в средней группе. Благодаря тому, что на САЙТЕ «МААМ» можно.

Фотоотчёт о создании развивающей среды «Музейная комната «Моя страна — моя Россия»Фотоотчёт о создании развивающей среды «Музейная комната «Моя страна — моя Россия» Музейная комната "Моя страна - моя Россия"«Инновационные подходы к социально – коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию детей.

К аттестации о создании предметно-развивающей среды в ДОУ Создание предметно-развивающей среды. В сентябре я аттестовалась на высшую категорию и возможно кое-что Вам поможет при заполнении портфолио,.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Творческие находки при создании познавательной среды в группах
Опубликовано: 13 мая 2024 в 10:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческие находки при создании познавательной среды в группах» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Любарская (УИ 598769) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД