Евгения Гонтарь
Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта «Блинное дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта "Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования"
Конспект НОД для детей средней группы
Тема: «Блинное дерево»
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Интеграция областей: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта „Блинное дерево“» размещена в разделах
- Блины и блинчики
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- знакомить детей с традициями русского народа – проводами зимы;
- учить изготавливать блинное дерево из бросового материала;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традициям своего народа;
-развивать внимание, память, связную речь;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа;
-воспитывать любовь к родному краю.
Материалы к занятию: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; листы бумаги, салфетки бумажные желтого цвета, ленточки, клей, салфетки, ножницы.
Предварительная работа: разучивание хороводных и подвижных народных игр, закличек.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, скоро закончится зима и наступит долгожданная весна. Вы заметили, какие происходят изменения в природе? С каждым днем солнышко светит ярче, день становится длиннее. В это время на Руси отмечается праздник - Масленица. Люди устраивают народные гулянья, празднуют окончание зимы.
2. Актуализация
Воспитатель: А вы знаете, почему праздник назвали Масленица? Хозяйки в это время пекли блины, горячие, масляные. А на что они похожи? Правильно, они такие же круглые, теплые, как солнышко. Масленица длится неделю, и всю неделю кушали блины.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Во время Масленицы ходили друг к другу в гости, блинами угощали дорогих гостей, В селах и городах на площадях ставили столы под открытым небом с различными угощениями, напитками, и. конечно же, блинами. Дети катались на санях, ледяных горках, строили снежные дворцы, крепости, Выступали скоморохи, циркачи; устраивались кулачьи бои. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций)
Физкультминутка
«Малечена -калечина»
Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
«Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?»
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, а вам хочется, что бы весна к нам быстрее пришла? (Да) Давайте мы сегодня с вами не только "напечем" блины, но и сделаем блинное дерево. Согласны? Сначала рассмотрим настоящие блины.
-На что они похожи? (На солнышко)
-Какой формы? (Круглой)
-Какого они цвета? (Желтые)
-А почему? (Потому что их пекут на сковороде, они подрумянились)
Воспитатель: Давайте сделаем с вами дерево из деревянных палочек (Связывает две палочки, образуя крестовину)
- Дерево у нас готово, а как же нам приготовить блины?
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель: Мы сможем с вами испечь блины? Почему? Где же нам тогда взять блины?
4. «Открытие» нового знания
Воспитатель: Что нужно сделать, если не знаете, как сделать правильно? (Спросить у того, кто знает)
(Воспитатель приглашает детей к демонстрационному столу):
- Мы с вами выяснили, что блины круглой формы. Сначала мы вырезаем круг из бумаги, затем будем украшать его комочками мятой бумаги. Какого цвета блинчики? (Желтого). Берем салфетку желтого цвета, отрываем кусочек и мнем его, формируя шарик. Намазываем клеем блинчик и приклеиваем желтые комочки. (Демонстрирует готовый блин). А как же нам его повесить на дерево? (Приклеить веревочку)
- Мы приклеим к блинчику веревочку и вешаем на деревце. Вот так!
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
- Что нужно сделать сначала? (Вырезать круг)
- Что будем клеить на круг? (Желтые комочки из салфеток)
- С помощью чего мы повесим блинчики на дерево? (С помощью веревочки)
(Дети делают «блины», приклеивают к ним веревочки и украшают блинное дерево)
6. Осмысление
Воспитатель:
- Ребята, что мы сегодня делали?
- Какой праздник символизирует блинное дерево?
(Выслушивает ответы детей)
- Вот какое блинное дерево у нас получилось. Теперь весна - красна мимо точно не пройдет. Молодцы, ребята!
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Плетенный коврик»
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Интеграция областей: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с трудом женщин в казачьих семьях, традициями и обычаями казаков,
-учить детей делать коврик, переплетая бумажную основу полосками цветной бумаги,
-продолжать учить детей сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, надрезать его полосками от линии сгиба.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа,
- развивать творческий замысел.
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения к старшим поколениям,
- воспитывать усидчивость, внимание.
Материалы к занятию: полоски цветной бумаги (длина 12-15 см); прямоугольные листы белой бумаги; ножницы; клей; кисти; салфетки; 2-3 образца, магнитофон, аудиозапись кубанских песен.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о жизни казаков, чтение художественной литературы.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дети слушают аудиозапись песни "Распрягайте, хлопцы, кони. "
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые.
2. Актуализация
Воспитатель: Первые казаки, поселившиеся на Кубани, были храбрыми, бесстрашными, честными. У них были большие семьи, было много детей, все жили в дружбе и любви. Мужчины охраняли границы, работали в поле. Казачки занимались воспитанием детей, и домашним хозяйством. Зимними вечерами они шили, вязали, ткали. А почему они это делали зимой?
Дети: Весной и летом они работали на улице.
Воспитатель: В теплое время года много было работы на полях, огородах, в садах. А зимой этой работы не было, поэтому они и занимались рукоделием.
Воспитатель: Ткачество было одним из важных промыслов у казаков. Казачки ткали материал для одежды, для дома. Девочек уже с 7 лет учили ткачеству, и они помогали своим матерям. Для домашнего уюта казаки изготавливали плетенные изделия. Вот посмотрите на этот плетеный коврик (демонстрирует коврик) Его сплели казачки. Из чего его сплели?
Дети: Из цветных полосок ткани.
Воспитатель: Мы можем купить такой коврик в магазине?
Дети: Нет
Воспитатель: Такой плетеный коврик редко можно встретить в магазинах. А вы хотели бы научиться плести коврик? (Да)
Воспитатель: Для начала давайте немножко разомнемся.
Игра «Кружева».
Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» – у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель: Проходите за столы. Какой материал у вас лежит на тарелочках?
Дети: Прямоугольники и цветные полоски
Воспитатель: Вы знаете, как сплести из них коврик?
4. «Открытие» нового знания
Воспитатель: (Показывает образцы, обращает внимание на их сходство и различие, объясняет способы работы)
-Возьмите лист прямоугольной формы
-Согните его пополам, уголки подравняйте и по сгибу проведите пальчиком
-Теперь возьмите ножницы в правую руку, а в левую – согнутый лист бумаги. Держите его за сгиб и начинайте нарезать полоски одинаковой ширины. Когда режете, до конца полоски не отрезайте. У вас должна получиться ровная решетка.
-Затем берем цветные полоски по одной и начинаем переплетать бумажную основу. Продвигайте полоски аккуратно к краю основы, плотно прижимайте друг к другу, края нужно приклеить, чтобы полоски не выпали. В результате у вас должен получиться красивый коврик.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Воспитатель: Что делаем сначала?
Дети: Сгибаем прямоугольник пополам и нарезаем полоски одинаковой ширины.
Воспитатель: Что делаем потом?
Дети: Берем цветные полоски по одной и начинаем переплетать бумажную основу.
(Дети самостоятельно выполняют работу, воспитатель оказывает помощь тем, кто затрудняется).
6. Осмысление
Воспитатель: Ребята, что мы научились сегодня делать?
Дети: Плести коврики.
Воспитатель: Молодцы, все старались. А теперь ответьте на вопрос, легок ли был труд женщин в казачьих семьях? (Выслушивает мнение детей)
Конспект НОД для детей старшей группы
Тема: «Ночь перед Рождеством"
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Интеграция областей: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с новой техникой рисования – граттаж
- познакомить детей с историей появления рождественских праздников
-продолжать знакомить детей с пейзажной живописью, замечать красоту матери-природы;
Развивающие:
- развивать творческие способности детей
-развивать воображение, инициативность самостоятельность
-способствовать развитию мелкой моторики рук; обогащению и активизации словаря детей;
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое отношение к зимней природе.
Материалы к занятию: аудиозапись музыки из балета П. Чайковского «Щелкунчик», листы с фоном, палочки для процарапывания.
Предварительная работа: наблюдение во время прогулки, беседа о временах года, рассматривание картин, иллюстраций зимней природы, заучивание стихотворений о зиме
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Воспитатель собирает вокруг себя детей: Ребята, послушайте стихотворение:
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
О каком времени года это стихотворение?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Какая зима?
Дети: Волшебная, вьюжная, хрустальная
Воспитатель: За что любят это время года? (Ответы детей) Это действительно необыкновенное время года. Многие известные художники И. Левитан, А. Васнецов, В. Поленов и многие другие любили рисовать природу. А как называются картины, на которых изображена природа?
Дети: Пейзаж
Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим себе спящий зимний лес, укрытые шапками снега деревья, серебристые от инея и лунного света стволы. (Звучит музыка из балета П. Чайковского «Щелкунчик»)
2. Актуализация
Воспитатель: Рождество – великий праздник для православных христиан. В России и во многих других странах его считают одним из главных праздников. В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят торжественные богослужения, горят свечи, поют церковные хора. Считается, что в Рождественскую ночь небо открывается земле и небесные силы исполняют все добрые пожелания, которые задумывают христиане. Ребята, что бы вы хотели пожелать доброго своим близким?
Воспитатель: Давайте представим себе одну из картин:
Физкультминутка
Вот студёною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания - руки в стороны.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд,
Даже хитрая лиса потом встают.
Притаилась и сидит.
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Давайте мы сегодня станем художниками и нарисуем волшебную ночь перед Рождеством, что бы все ваши добрые пожелания своим близким людям сбылись. Вы готовы? Садитесь за стол
3. Затруднение в ситуации
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем рисовать в новой технике – граттаж. Вы знаете, как рисовать в этой технике (Нет)
-А хотите узнать? (Да)
4. Открытие нового знания
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новой нетрадиционной техникой рисования – граттаж. Граттаж – это процарапывание рисунка заостренной палочкой. С помощью этой техники мы сможем передать все волшебство рождественской ночи. (Показывает технику выполнения рисунка.)
5. Включение нового знания в систему знаний
Воспитатель: Ребята, как можно нарисовать картину с помощью палочки?
Дети: Процарапать.
Воспитатель: А теперь возьмите палочки и начните процарапывать рисунок. Не забывайте, что палочка острая, соблюдайте технику безопасности при работе.
(Дети выполняют работу. Звучит музыка из балета П. Чайковского «Щелкунчик».)
6. Осмысление
Воспитатель вывешивает рисунки детей.
-Ребята, с какой техникой рисования вы сегодня познакомились? (Граттаж)
-У вас получилось передать картины Рождественской ночи с помощью этой техники? (Ответы детей)
-Как красиво! Какая дивная сказочная зимняя ночь! А вам нравятся ваши рисунки? (Высказывания детей)