татьяна китова
Трудовые поручения как форма трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудовые поручения как форма трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.»
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
О труде, как средстве всестороннего развития личности, К. Д. Ушинский писал, что воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь человека не может быть, ни достойной, ни счастливой. Трудовая деятельность способствует всестороннему развитию детей, является важным средством умственного, нравственного и физического воспитания.
Проблема трудового воспитания дошкольников актуальна на данном этапе развития т. к., приводя ребенка в дошкольное учреждение или же, воспитывая ребенка дома, родители в большинстве своем, в первую очередь, думают об интеллектуальном развитии своего ребенка, недооценивая значение трудового воспитания, а зачастую и вовсе игнорируя этот сложный, но очень интересный и незаменимый процесс трудового воспитания.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Содержание труда детей реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены следующие формы организации труда дошкольников:
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,
Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.
Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).
Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.
Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:
1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;
2) уровня трудового опыта детей;
3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;
4) содержания труда.
Трудовые поручения - наиболее востребованная и доступная форма организации труда детей.
ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Особенности:
-они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;
- это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников;
- особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд;
-в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого;
-они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже — коллективные, маленьким подгруппам — двум-трем детям). Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Ведь научить одного-двух ребят легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т. п.
Поручения многообразны по трудности (простые, сложные,
характеру выполнения (индивидуальные или совместные,
времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).
Виды поручений
По форме организации По продолжительности По содержанию
индивидуальные,
подгрупповые,
общие кратковременные,
длительные,
постоянные,
одноразовые Соответствуют разным вида труда
Трудовые поручения наиболее простая форма организации труда детей.
Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто,не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, Известно, что трудовая деятельность детей младшего дошкольного возраста часто переплетается с игрой и порой трудно проследить эту границу. Поручения помогут воспитателю постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы (на окнах, балконе, клумбе, покормить рыб, спросить, можно ли приходить на музыкальное занятие, и др.
Поручения детям младших групп носят преимущественно индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д. ;
В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др. ;
Особенно важны поручения на шестом году жизни ребенка, когда происходит активная подготовка к несению трудовых обязанностей - ведь с самого начала года дети участвуют в трех видах дежурств, это очень серьезный труд. Такой труд требует определенной, предварительной подготовки, с младшего возраста, так, как в старшем возрасте (если ребята не умеют правильно дежурить) - это сигнал к тому, что педагог недостаточно и не целенаправленно привлекал воспитанников к выполнению поручений на ранних ступенях дошкольного детства.
Особое место трудовым поручениям отводится в процессе умственного воспитания. Опираясь на умственную активность детей дошкольного возраста, трудовые поручения способствуют формированию анализа, планирования, временного понятия, любознательности.
В старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др., даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада)
Разновидности поручений
Разновидности поручений Содержание поручений Формируемые умения
1 группа
Кратковременные, эпизодичные Связанны с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять. Кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью: устранить быстроту случившийся беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили, т. е. поручения, возникшие в силу жизненных обстоятельств. Задача, поставленная перед ребенком, должна им решаться сразу. Особенность - они лишены игрового начала, дают детям возможность быстро ориентироваться в окружающей обстановке, среди многих вещей и предметов найти нужный, способствуют развитию сообразительности, ловкости, исполнительности, сопровождают работу, которую в основном выполняют взрослые. • расставить игрушки
• снять с куклы платья для стирки
• разложить ложки на столе
• принести лейку
• дети для ремонта книг по просьбе воспитателя приносят все необходимое для работы: бумагу, клей, кисточки, ножницы
2 группа
Регулярные, запланированные Содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Нужны и знания, и умения в обращении с ними: как по окончанию убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность. •постирать кукольное белье
• протирать, мыть легко моющиеся игрушки
• подмести дорожки
• поднимать песок в кучу
• собирать и уносить мусор
• помыть клетку,
• покормить животных, рыб, птиц,
• полить комнатные растения, цветник, огород.
3 группа
Долговременные Связанны с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания, расческу, попросить папу подточить цветные карандаши и т. п. Получение результата связано с приложением некоторых усилий для запоминания временных понятий (утром, когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой). Для детей 3-4 лет поручения такого содержания трудны, так как дети забывают о них. Требуется особый контроль и дополнительные напоминания со стороны взрослых о задании. Подобные поручения практикуют в старшей и подготовительной к школе группах • приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и материал для труда
• приводить в порядок кукол (мыть, причесывать; при необходимости менять одежду, подбирать другую)
• снимать грязные, развешивать чистые полотенца
отбирать по просьбе воспитателя необходимые игрушки для игр (инвентарь для труда)
• стирать и гладить кукольное постельное бельё, одежду
• выполнять поручения и сообщать об этом воспитателю
• делать поделки, игрушки в подарок малышам
тонировать бумагу для изобразительной деятельности для своей группы и малышей
Группировка поручений:
Учитывая некоторые особенности поручений (количество действий, способ их выполнения, время достижения результата, их можно сгруппировать. Это позволит лучше увидеть воспитательные задачи, которые можно решать через различные по содержанию трудовые поручения.
К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили, т. е. поручения, возникшие в силу жизненных обстоятельств. Задача, поставленная перед ребенком, должна им решаться сразу.
Особенность таких поручений состоит в том, что, несмотря на простое, элементарное содержание, они лишены игрового начала. Такие поручения дают детям возможность быстро ориентироваться в окружающей обстановке, среди многих вещей и предметов найти нужный. Они способствуют развитию сообразительности, ловкости, исполнительности. Часто такого рода поручения сопровождают работу, которую в основном выполняют взрослые. К примеру, воспитатель ремонтирует книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для работы: бумагу, клей, кисточки, ножницы и т. д. В процессе такого совместного труда дети постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения этой работы, как обращаться с ними, привыкают быть полезными взрослым в совместной работе, проявлять элементарную предупредительность. При этом легко можно увидеть возможности детей в выполнении такого поручения, стремление справиться с заданием, оказать услугу.
Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные предметы или оборудование для труда. Нужны и знания, и умения в обращении с ними: где взять их, как по окончании убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность. Сюда можно отнести поручения следующего содержания: помыть клетку, покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород.
В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания, расческу, попросить папу подточить цветные карандаши и т. п. Получение результата связано с приложением некоторых усилий для запоминания временных понятий (утром, когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой). Для детей 3 4 лет поручения такого содержания трудны, так как дети забывают о них. Требуется особый контроль и дополнительные напоминания со стороны взрослых о задании. Подобные поручения практикуют в старшей и подготовительной к школе группах.
В особую группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого результата. Такие поручения очень распространены в условиях повседневной жизни детского сада: спросить повара, что сегодня на завтрак, есть ли корм для обитателей живого уголка (птиц, кролика, хомяка, передать сведения о количестве детей, пригласить методиста или заведующую детским садом на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников, спросить, можно ли идти на музыкальное занятие, и т. п. Эти поручения не требуют от детей особых усилий. Здесь решаются задачи обучения ребят умению общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка детского сада.
Дети старшого дошкольного возраста (5 7 лет) такого рода поручения выполняют без труда. Для более младших они сложны и по своеобразию задач, и потому, что в них результат труда для ребенка не выступает наглядно; ему порой просто не понятны подобные поручения. Но это не значит, что в работе с детьми младшего дошкольного возраста надо их избегать. Давая такое задание ребенку и получая отказ выполнить его, воспитатель должен прежде всего выяснить причину, почему малыш отказывается (стесняется, не знает того человека, к кому посылают, плохо ориентируется в помещении детского сада, малообщителен и т. п., по возможности помочь ему. Целесообразно вначале давать такие поручения более смелым, общительным детям, при этом пояснить, куда пойти, что попросить, повторить задание и рассказать, как его надо выполнить. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться, к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, спросить вежливо, поблагодарить, перед уходом попрощаться.
В старшей и подготовительной к школе группах расширяются физические возможности детей, накапливается определенный опыт самостоятельного выполнения поручений. Многие виды труда становятся для детей обязанностью, однако поручения не теряют своей значимости. Качественно меняются не только их содержание, но и задачи, которые ставит перед собой воспитатель.
В работе с детьми 6—7 лет воспитатель широко организует поручения-задания (однодневные, многодневные, с отсроченным заданием, например, воспитатель просит принести к определенному дню пустые спичечные коробки для труда, цветные нитки и салфетку для вышивания, открытки, картинки определенного содержания для альбома, какой-либо природный материал, нарезать дома квадратов, кружков для занятий малышей и т. п.
Педагог строго контролирует их выполнение в срок и качественно. С этой целью на первых порах использует приемы косвенного воздействия на детей: напоминание, намек, иногда требование, постепенно добиваясь полной самостоятельности в выполнении задания.
Широко организуются разнообразные поручения, связанные с длительными наблюдениями в уголке природы за растениями, животными. Через определенное время ребенок должен рассказать воспитателю, всем детям о тех изменениях, которые он заметил, или об интересных фактах поведения животного во время его кормления, сна и т. д.
Детей 6—7 лет широко привлекают оценивать результаты работы, выполненной товарищем, а также и свои собственные. Это способствует формированию критического отношения к результатам труда, умению давать справедливую оценку.
Таким образом, зная воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом. возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их выполнение, учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые умения, другого учить тщательности, аккуратности в процессе деятельности, третьего научить правильно относиться к работе и т. д.
Кроме того, в плане воспитательной работы за день следует отмечать, как ребенок справился с заданием, каковы трудности и перспектива индивидуальной работы. Таким образом, тщательный отбор содержания поручений, учет особенностей руководства их выполнением детьми 3—7 лет дают возможность подготовить ребенка к несению обязанностей на следующих ступенях дошкольного детства.
Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания и широко используются в дошкольных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, даают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу, дают детям возможность самореализоваться, саморазвиваться, что соответствует требованиям современных стандартов в дошкольном образовании.
Возможности использования поручений в разных возрастных группах ДОУ
Младшая группа
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия. Элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
• расставить игрушки
• снять с куклы платья для стирки
• разложить ложки на столе
• принести лейку
Средняя группа
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельные задания. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).
• постирать кукольное белье
• протирать, мыть легко моющиеся игрушки
• подмести дорожки
• поднимать песок в кучу
•собирать и уносить мусор
Старшая группа
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
• приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и материал для труда
• приводит ь в порядок кукол (мыть, причесывать; при необходимости менять одежду, подбирать другую)
•снимать грязные, развешивать чистые полотенца
•отбирать по просьбе воспитателя необходимые игрушки для игр (инвентарь для труда)
Подготовительная группа
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
• стирать и гладить кукольное постельное бельё, одежду
• выполнять поручения и сообщать об этом воспитателю
• делать поделки, игрушки в подарок малышам
• тонировать бумагу для изобразительной деятельности для своей группы и малышей