лена бондарева
«Трудные дети под знаком вопроса» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудные дети под знаком вопроса»
(из опыта работы)
С каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки детей вызывают в лучшем случае удивление. Асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе все это признаки «трудного «ребенка, т. е ребенка с девиантным поведением. Причины данного поведения сложны и многообразны, и определить одну конкретную причину невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становятся отдельные факторы или комплекс этих факторов. Это – социальные и биологические ; физиологические и психические; социум и семья.
Публикация «„Трудные дети под знаком вопроса“ (из опыта работы)» размещена в разделах
На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой, возникшей в дошкольных учреждениях, занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребенка. Осложнения психического и личностного развития ребенка дошкольного возраста обусловлено, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания и определенной незрелостью; минимальное поражение нервной системы. Проведя диагностику, вместе с психологом детского сада, мы выявили двух детей с нарушением поведения. Наблюдая за этими детьми в повседневной жизни группы, возникла проблема :как общаться с такими детьми; как вовлечь их в образовательный процесс; как научить общаться в детском коллективе
Для точного определения детей с таким поведением, я как воспитатель провела мониторинг: входят ли эти дети в круг отвергаемых или принимаемых их детьми; каковы отношения их с детьми. По результатам мониторинга выяснилось, что у детей с внешне одинаковым поведением, результаты диагностики совершенно разные.
Дима К. отвергает детей и отвергаем детьми, а Саша отвергает детей, но не отвергаем ими. Семьи у них имеют одинаковый статус – неполные (матери одиночки); здоровье у Димы К связано с проблемами физического развития, а у Саши с родовой травмой. Социальное окружение у обоих – неблагополучное
Анализируя анкетирование родителей этих детей, можно сделать вывод, что атмосфера в семьях разная, отношение к детям тоже разное, но восприятие своих детей и их возможности искажены, несколько завышены требования. Отношение к Диме равнодушно – агрессивное, нравственно – духовным состоянием не интересуется, требования к ребенку завышены. Сашина мама интересуется поведением, пытается вникнуть в суть нравственно – поведенческих проблем ребенка, но в силу своей не педагогической не компетентности действует по отношению к ребенку не корректно.
На основе педагогического мониторинга был выстроен план по трем направлениям: специалисты, семья, детский сад. Первое направление это специалисты – внутренние: психолог д/сада, логопед и внешние – психиатр, невролог и педиатр.
Второе направление – это семья. Она была распределена на работу с мамой и ближайшими родственниками, которым доверяет мама. Работа проводилась на регулярной основе, в виде занятий для мамы и отдельно для мамы с ребенком, с воспитателем по плану с данной семьей. Вся работа была построена в тесном контакте с психологом детского сада, т. к это первый помощник в работе. Работа велась на протяжении двух лет. К рекомендациям родители вначале относились избирательно. Мама Димы К. все же посетила медицинское учреждение, начав лечение сына, но вопрос с ТПМПК отложила и занялась данным вопросом только в учебном 2017 году, перед школой. Мама Саши Е., сослалась на занятость и отсутствие проблемы, а так же видя эту ситуацию только с одной стороны: во всех бедах виноваты педагоги и сами дети, которые провоцируют ситуацию. Однако со временем пересмотрела свое отношение к успешности сына и стала изредка интересоваться делами Саши, а также нашла выход, записав ребенка на дополнительные занятия с репетитором. Все это нестабильно продолжалось в течении нескольких месяцев до очередного конфликта, который стал новым пусковым механизмом для проявления негативизма, вербальной агрессии, бесконтрольного поведения и распущенности не только Саши, но и его мамы.
Работа с ближайшими родственниками строилась на нерегулярной основе. Ближайшие родственники (бабушка, тетя) получали информацию, только когда посещали какие-то мероприятия.
Третье направление – это детский коллектив; работа инструктора по физическому воспитанию; музыкальный работник и пом. воспитателя. Вся работа строилась в тесном контакте друг с другом. Предъявлялись одни требования, проводились беседы, консультации о том, как вести себя в той или иной ситуации.
Высокий уровень безнаказанности, отказ от деятельности и низкая мотивация сослужили Саше очень плохую службу: он социально дезадаптирован. Значительно снизились его интеллектуальные способности. Уровень принятия в детском коллективе также низкий. Поведенческие проявления Димы К. получили незначительную положительную динамику за счет того, что мама все-таки прислушалась к некоторым рекомендациям, стала больше времени проводить с сыном, а также активно интересоваться и участвовать в жизни ребенка. Однако, будучи ведомым, Дима часто бывает затянут в совместные «шалости» вместе с Сашей. Все это обусловлено особенностями его развития.
Если проанализировать работу по трем направлениям с этими детьми и их родителями, то можно сказать, что интеллектуальные способности Саши Е. на начало учебного года в старшей гр., находились на отметке выше среднего уровня (повышенный уровень многих показателей психического развития, однако к началу подготовительной гр. уровень способностей снизился, а к концу подготовительной гр. продемонстрировал небольшую отрицательную динамику. А у Димы К. интеллектуальное развитие преобразовалось за счет положительной динамики, которой удалось добиться как на групповых, так и индивидуальных занятиях благодаря помощи специалистов (логопеда, медиков, муз. рук, инструктора по ФИЗО и др.)и поддержки семьи. Эмоционально –волевая, личностная, мотивационная сфера качественно не изменились ни у Саши Е., ни у Димы К. Единственно, что необходимо отметить, отношение к д/саду, занятиям, педагогам устойчиво положительное, несмотря на конфликты и трудности : дети чувствуют себя комфортно, претендуют на успех, ожидают положительных оценок. Отношение к семье также положительное. У Саши Е. ярко выражено негативное (протест, бунт, непринятие)отношение к самим занятиям как к процессу, а не к конкретному педагогу. Уровень тревожности у Димы К. по сравнению с началом года снизился, а у Саши стабильно высокий, что подтверждает тот факт, что при взаимодействии с социальной средой ему необходимо включать психологические защиты, чтобы защитить себя от имеющихся страхов и переживаний, неудобства и неуверенности. Грубость, дерзость, недисциплинированность – проявления незащищённости и непринятия, деструктивный способ обратить на себя внимание.
Наши трудные дети не исключение из правил: они растут в своем мире, мире переживаний, фантазий и страха; они становятся жестокими и злыми, пытаясь этим привлечь к себе внимание. Работая в тандеме, мы пытались помочь выйти детям из этого состояния, снизить негативные проявления, приводящие к искаженному психическому развитию, хотя как показала диагностика, интеллект при этом может быть не нарушен. Но по причине того, что родители не всегда являются союзниками, а наоборот, встают по другую сторону-т. к. не видят проблемы, не хотят признавать ее наличие и что-то менять во взаимоотношениях с ребенком, -проблема поведенческих нарушений конкретных детей Саши Е. и Димы К. становится до конца нерешенной и требует продолжения работы с этими родителями.
Считаю, что присутствие социального педагога в дошкольном учреждении все больше актуально, т. к. в сложившихся кадровых изменениях в д/саду, проводить коррекционную работу с детьми с девиантным поведением одному педагогу и психологу достаточно сложно. Но несмотря на все сложности -эта работа необходима. Практически в каждом д/саду встречаются такие дети и такие семьи. Я очень надеюсь, что в школе -социальный педагог, учитель, психолог не оставят этих детей один на один со своими проблемами. При правильном отношении к этим детям, можно добиться положительного результата для их дальнейшей жизни в обществе.
Каждый раз,глядя на этих детей, я постоянно задаю себе вопрос : «Трудные дети? или Трудные семьи?»