Екатерина Берюченская
Материалы из опыта работы «Формирование новой философии работы с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Щербиновский район
село Ейское Укрепление.
Выступление на педагогической площадке
«Формирование новой философии работы с семьёй».
Материалы из опыта работы :
«Взаимодействие детского сада и семьи «Портфолио» ребёнка».
Воспитатель: Берюченская Е. Д.
Публикация «Материалы из опыта работы „Формирование новой философии работы с семьёй“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Один из основных принципов ФГОС ДО, взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей (ФГОС п. 2.13.3; п. 1.4.5). Стандарт предлагает непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность (п. 3.2.5) (ФГОС п. 3.2.1. п. 8); определяет оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей детей; (ФГОС п. 1.7.6.) направлен на повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС п. 1.6.9.).
Стандарт предлагает непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредствам создания образовательных проектов совместно с семьёй с учётом их потребности и поддержки образовательных инициатив семьи (ФГОС п. 3.2.5.).
В соответствии с (ФГОС п. 2.11 и п. 2) осуществляется с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей, ориентированных на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
ФГОС представляет особенность взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (ФГОС п. 2.11.2). стандарт определяет оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей (ФГОС п. 1.7.6.).
Все эти принципы, цели и задачи ФГОС ДО мы с коллегами решаем с помощью методики Е. М. Фадеевой старшего преподавателя кафедры ПКИПКРО, г. Пермь «Введение детского портфолио в образовательную деятельность детского сада», которая была представлена в профессиональных периодических изданиях, а частности в журнале «Воспитатель ДОУ» № 12 /2009 г. Детально ознакомившись с этой методикой наш педагогический коллектив апробировал её во всех возрастных группах нашего детского сада в течение пяти лет.
Нами были внесены дополнения и изменения в эту методику, учитывающее специфику образовательных потребностей семей наших воспитанников, индивидуальные особенности детей, приоритетные направления в работе детского сада и педагогические компетенции наших педагогов. Авторизированный вариант этой методики нашего коллектива я хочу представить Вашему вниманию.
Эта методика фиксации накоплений достижений каждого ребёнка за определённый период, определяет особую актуальность и значимость с введением Стандарта, который определил, как приоритетные индивидуализацию и поддержку позитивной социализации дошкольников, оптимизацию работы с группой детей (ФГОС п. 3.2.3. (1,2)
Портфолио дошкольника - это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.
Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Самое главное отличие в том. Что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.
Взаимодействие с родителями. Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально мы привлекали активных, неравнодушных родителей. Разработали систему консультативной помощи: консультации, индивидуальные беседы по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересов.
Портфолио замечательное подспорье при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопления субъективного опыта».
Следует помнить, что работа над портфолио – не разовая акция.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио.
Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы не реже 1 раза в месяц.
Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педегогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперед, это стимул к чему-то более важному и значимому.