толкачева татьяна
Конспект занятия «Трудится всегда пригодится»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:»Трудится всегда пригодится».
Цель: закрепление представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек,загадок и пословиц.
Задачи
Обучающая.
Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок и пословиц. Учить понимать их содержание и значение. Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний, учить выделять языковые выразительные средства, олицетворения.
Развивающая.
Публикация «Конспект занятия „Трудится всегда пригодится“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Развивать монологическую и диалогическую речь. Развивать внимание, память, мышление. Развивать эмоциональную отзывчивость, образную речь. Приобщать к русской национальной культуре.
Воспитательная.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду, используя русский фольклор.
Материалы и оборудование. -Изображение лаптей.
Ход занятия.
Воспитатель:-Дети, вы знаете много потешек, которые сочинил народ. В них заключена народная мудрость и богатый жизненный опыт.
- Послушайте потешку.
Сегодня день целый
Все звери у дела:
Лисичка-сестричка
Шубку подшивает,
Сер медведь –
Старый дед
Сапог подбивает.
А сорока - белобока
Мушек отгоняет.
Медведица Маша
Варит детям кашу.
Зайчиха под ёлкой
Метет метелкой.
Кошка лыки дерет,
Коту лапотки плетет.
По болоту босиком
Кулик ходит с посошком.
Воспитатель:Чем заняты звери в потешке?
Дети:Они заняты разными делами.
Воспитатель:Что делает лисичка-сестричка?
Дети:-Она шубку подшивает.
Воспитатель:Как вы думаете, ребята, может лиса подшивать шубку?
Дети:Нет.
Воспитатель:Кто может подшивать шубку или просто шить?
Дети:Человек или портниха.
Воспитатель:Как вы думаете, ребята, умение шить может пригодиться в жизни?
Дети: Да. Потому что вещи рвутся, их надо подшивать, а это должен уметь каждый.
Воспитатель:Что делает медведь?
Дети:Медведь сапог подбивает?
Воспитатель:Может медведь подбивать сапоги?
Дети:Нет.
Воспитатель:А кто это умеет делать?
Дети:Человек или сапожник.
Воспитатель:Действительно, на Руси профессии портного и сапожника были очень важными и нужными, так как они производили для людей одежду и обувь.
Воспитатель:Что делает медведица?
Дети:Она варит детям кашу.
Воспитатель:Здесь кому уподобляется медведица?
Дети:Медведица уподобляется заботливой маме, которая варит детям кашу.
Воспитатель:Что делает зайчиха?
Дети:Она метет метелкой.
Воспитатель:Кому уподобляется зайчиха?
Дети:Она уподобляется человеку, который наводит чистоту.
Воспитатель:Что такое метелка?
Дети:Метелка – это то, чем метут: метла или веник.
Воспитатель:Для чего необходимо уметь подметать?
Дети:Для того, чтобы наводить чистоту и порядок.
Воспитатель:Что делает кошка?
Дети:Она лыки дерет, коту лапотки плетет.
Воспитатель:Что такое лапотки?
Воспитатель:Лапотки – это лапти. Так называлась обувь, которую носили на Руси крестьяне.
Воспитатель:А кошка может плести лапти?
Дети:Нет. Плести лапти может только человек.
Показ лаптей.
-Лапти плели из липового лыка. Лыки – это верхний слой липового дерева. Липу обдирали на лыки. Затем лыки размачивали в воде, очищали от коры и разрезали на ленты. Из этих лент – строк плели лапти на Руси.
Физминутка.
Две сестрицы – две руки
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
(Имитирующие движения).
Воспитатель:Как вы думаете, ребята, почему автор – народ в потешке рассказывает о том, как трудятся животные, а не люди?
Дети:Потому что дети любят слушать рассказы о животных.
Воспитатель:Чтобы интересно рассказать детям о труде человека, автор – народ использует животных и их «очеловечивает». Поэтому животные в потешке трудятся, как люди, выполняют действия, присущие человеку.
Воспитатель:Чему учит потешка?
Дети:Она учит трудолюбию.
Воспитатель:Почему нужно трудиться?
Дети:Если не трудиться, то у человека ничего не будет: ни еды, ни одежды, ни жилья.
Воспитатель:Правильно, ребята. Благодаря труду человек достиг больших успехов в науке, технике, культуре, в своем развитии и развитии цивилизации. Поэтому на Руси детей с детства приучали к труду, приучали к ответственности за порученное дело.
Также русский народ сочинял загадки об инструментах, орудиях труда, которые помогали трудиться.
Ребята, отгадайте загадку:
Свинка – золотая щетинка.
Льняной хвост.
По белу свету скачет,
Всех людей красит.
Воспитатель:Что это?
Дети:Это иголка.
Воспитатель:Правильно. С кем сравнивается иголка в загадке?
Воспитатель:Со свинкой, золотой щетинкой.
Воспитатель:А нитка?
Дети:С льняным хвостом.
Воспитатель: Как вы понимаете строчки:
«По белу свету скачет,
Всех людей красит».
Дети:Одежда людей «красит», то есть делает красивыми, нарядными.
Воспитатель:Отгадайте еще загадку.
Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку
А он не плачет,
Только ножку прячет.
Дети:Это гвоздь.
Воспитатель:С кем сравнивают гвоздь?
Дети:С Ермилкой, с человеком.
Воспитатель:Что делает Ермилка?
Дети: он не плачет, только ножку прячет.
Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке.
Продает она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки.
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
Воспитатель:Ребята, тема труда отражена не только в потешках, но и в пословицах и поговорках.
Воспитатель:Кто знает пословицы о труде?
«Терпенье и труд – всё перетрут».
Воспитатель:Как вы понимаете смысл пословицы?
Дети:Когда у человека есть терпенье, и он трудолюбивый, у него всё получается.
Воспитатель: Молодцы!
Рефлексия:
Воспитатель:О каких формах устного народного творчества мы говорили на занятии?
Дети:О потешках, загадках, пословицах и поговорках.
Воспитатель:О чем в них шла речь?
Дети:О труде.
Воспитатель:Чему они учат людей?
Дети:Они учат тому, что нужно трудиться, а не лениться.
Воспитатель:Правильно, ребята. Люди на Руси знали об этом, потому они много трудились, ценили свой труд и труд других людей. Ведь не зря говорили наши предки: «Делу – время, потехе – час».