Лучший педагог года

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста

светлана рулёва
Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста

1 слайд (Титульник)

Уважаемые коллеги!

Хочу поделиться своим опытом работы в области экологического воспитания детей на тему :

«Труд в природе - как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста»

2 Слайд (высказывания Сухомлинского)

Труд в природе доставляет детям много радости, расширяет кругозор и содействует их всестороннему гармоничному развитию.

Публикация «Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Это практический метод в экологической работе с детьми в ДОУ и имеет большое воспитательное и образовательное значение.

3 слайд (Актуальность)

Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем не менее вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней

Жизненный опыт наших дошколят еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, их пользе.

Труд в природе - это одно из направлений экологической работы с детьми в ДОУ.

Трудовое воспитание обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность.

Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми.

4 слайд Воспитательно-образовательное значение труда в природе

Так какое же значение в воспитательно-образовательной работе с детьми имеет труд в природе?

1. Труд является незаменимым средством экологического воспитания и образования дошкольников.

2. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе.

3. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям.

4. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников.

5. Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности.

6. Труд в природе доставляет детям много радости, и непосредственно соприкасаясь с предметами природы, дети приобретают конкретные знания о ней.

7. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания к живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы)

8. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются познавательные и волевые усилия.

Систематический труд на огороде, в цветнике и в уголке природы :

- повышает у детей интерес к растениям и животным,

- помогает воспитывать у них любовь и бережное отношение к объектам природы,

- способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

5 слайд Задачи

6 слайд Формы организации труда

Труд детей в природе организуют в следующих формах :

Индивидуальные поручения - применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Коллективный труд

Дежурства - По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМ КАЖДУЮ ФОРМУ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

6 Слайд Индивидуальные поручения.

Эта форма труда дает возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей - оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, исправить ошибки, проконтролировать выполнение трудовых операций.

Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

7 Слайд Коллективный (фронтальный) труд.

Такая форма труда дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Данная форма организации труда в природе имеет большое значение для формирования у детей личных качеств : умение работать сообща, договариваться, планировать деятельность, ответственность за результат общей деятельности.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как:

ОБЩИЙ, РЯДОМ, СОВМЕСТНЫЙ

ТРУД «ОБЩИЙ» - здесь ставится одна общая цель, каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно

ПРИМЕР «Посадка лука»

Всех детей объединяет общее задание и общий результат

ТРУД «РЯДОМ» - разные цели разный результат

ТРУД «СОВМЕСТНЫЙ» - Наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. Цель, как и в общем труде – единая, но результаты разные.

По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает наличие тесной зависимости от партнеров, темпа и качества деятельности

8 Слайд

Дежурства - предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. В процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело.

Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения.

У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы

9 Слайд Требование к организации труда

Существуют определённые требования к организации труда

1. Труд в природе должен быть разнообразным по своему содержанию. Содержание труда в природе определяется для каждой возрастной группы программой.

2. Практические умения и навыки необходимо формировать в единстве со знаниями.

3. Конкретность и доступность ребенку цели и задач, содержания труда и способов его реализации. Это обеспечит осознанность дошкольниками выполнения трудовых операций.

4. Систематическое и постепенное усложнение трудовых умений и навыков.

5. Регулярность.

6. Физическая доступность трудовой операции (посильность труда).

7. Контроль за продолжительностью труда детей в природе.

Дети младшего дошкольного возраста способны результативно осуществлять несложные трудовые операции в течение 5-7 минут, в средней группе - 10-15 минут,

в старшем возрасте - 15-20 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

8. Орудия труда должны соответствовать возрасту детей по величине. Это обеспечит правильную позу ребенка в процессе труда. Но инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.

9. Орудия труда и сам трудовой процесс должен быть безопасен для жизни и здоровья детей

10 Слайд Уголок природы

Я бы хотела поделиться опытом работы на примере старшей группы и рассказать о теоретической части и значении труда в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Важную роль для организации данной деятельности имеет правильно созданное развивающее пространство, как в группе, так и на территории детского сада. С это целью в нашей группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

В уголке имеется все необходимое для ухода за комнатными растениями: лейки, пульвезатор, щеточки, палочки для рыхления, кисточки, лопаточки, клеенки, тазик, фартуки для дежурства в уголке природы.

Так же в уголке природы собраны комнатные растения, соответствующие данной группе.

Для удобства дежурных в горшках с растениями, помещены значки-смайлики, которые указывают о состоянии растения (надо поливать или нет)

11 слайд Дежурства

Чтобы у детей вырабатывалась ответственность за порученное дело, назначаю дежурных в уголке природы небольшими группами – по два, три человека. Они поливают комнатные растения, осматривают их, рыхлят землю в горшках, опрыскивают, обрывают сухие листья.

При оценке труда дежурных обязательно учитываю и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.

12 Слайд Огород на окне

На подоконнике нашей группы мы разместили мини-огород, где выращиваем лук. Он также служит местом для наблюдений. Дети вместе с воспитателем ведут Дневник наблюдения за луком.

13 слайд Проект

14 Слайд Труд на участке осенью

Трудовая деятельность наших детей стала носить естественный характер, что особенно ценно сейчас, содержание труда всегда интересно для них, так как они видят его значимость.

Дети с большой охотой помогают взрослым в уборке участков.

Осенью дети помогают на прогулочном участке, убирать мусор, собирать сухие веточки, сгребать опавшие листья, переносят их в определенное место.

Зимой укрываем корни деревьев и кустарников снегом, чистим дорожки, сгребаем снег в кучи.

15 слайд сбор урожая

Осенью продолжается работа на огороде, сбор урожая.

Также, осенью идет заготовка природного материала для поделок

16 слайд Птичья столовая

Особое значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешивали на участке. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время.

В своих беседах с детьми, мы рассказываем о необходимости зимней подкормки птиц, подводим к пониманию того, что человек подкармливая птиц, зимой спасает их от гибели.

Для этого в нашей группе мы разместили уголок «Птичья столовая», где дети знакомятся с птицами нашего края, узнают о жизни зимующих птиц и чем они питаются.

17 Слайд Сухомлинский

Все это способствует тому, что правильно организованная трудовая деятельность оказывает позитивное влияние на социально – нравственное и экологическое воспитание ребенка, способствует возникновению доверительных отношений между родителями, воспитателями, детьми.

Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

В заключение хотелось бы зачитать слова педагога Василия Александровича Сухомлинского «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Дикая роза или шиповник» Цель: расширить знания детей о лекарственном растении шиповник. Задачи: Образовательные: расширить кругозор детей, познакомив с кустарником,.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за гортензией" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за хризантемой" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдения за березой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдения за березой» Цель: продолжать знакомить детей с деревом - береза, выделяя характерные признаки. Задачи: - воспитывать бережное отношение к дереву.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2022 в 10:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД