Татьяна Леонова
Труд, как средство социализации детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Труд, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство-период первичной социализации личности. В этот период ребенок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе. Процесс социализации-индивидуализации личности дошкольника идет через освоение ребенком себя и своей связи с социальной действительностью. Трудовая деятельность дошкольника один из путей социализации его личности, так как она дает ребенку приобщение к миру взрослых людей в реальном плане.
Публикация «Труд, как средство социализации детей старшего возраста» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Поэтому для себя я определила ряд задач, которые необходимо было решать : развивать потребность трудиться; расширять представления детей о труде взрослых; воспитывать уважение к людям труда; воспитывать интерес к различным профессиям, уделяя внимание профессиям родителей; воспитывать желание научиться стать самостоятельным, умелым, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Для решения этих задач старалась создать эмоциональную обстановку при организации труда детей, показывала им свою заинтересованность в предстоящей деятельности, участвовала на правах партнера, поощряла желания детей участвовать в трудовой деятельности.
Конструируя образовательный процесс, я старалась поддерживать свойственное старшим дошкольникам ощущение взрослости, потребность в самоутверждении и признание их возможностей со стороны взрослых. Для этого я постоянно расширяла спектр посильных трудовых обязанностей и создавала условия для включения детей в самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, различные виды ручного труда и трудовую деятельность экологической направленности. Дети моей группы могут чистить свою одежду и обувь, осуществлять несложную починку игрушек, книг, одежды, наводить порядок дома, в групповой комнате и на участке, изготовлять игрушки и поделки из бумаги, картона, ткани и других материалов, ухаживать за растениями, стирать кукольное белье, мыть строительный материал и игрушки и т. д.
С одной стороны, я ориентировала педагогический процесс на освоении того минимума социального опыта трудовой деятельности, который необходим детям обеих полов для жизни в современном обществе, ощущая себя умелым, а с другой стороны, мне важно создать условия для детской трудовой деятельности, направленной на раскрытие индивидуального творческого потенциала, максимально соответствующего склонностям и интересам каждого ребенка. В программе минимум обучаю старших дошкольников уборке пылесосом, элементарной починке одежды (пришить пуговицу, вешалку, приготовлению простейших блюд (бутербродов, фруктовых и овощных салатов, компотов). Программа максимум предусматривает обучение вышиванию, ткачеству, приготовлению более разнообразных блюд.
Формирование трудолюбия у дошкольников невозможно без приобщения их к труду взрослых. Знакомство с трудом взрослых осуществлялось и в ходе непосредственно-образовательной деятельности (через рассказы, беседы, чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые, дидактические игры) и в ходе наблюдений за их трудом. При этом моя задача - не только сформировать систему знаний о трудовом процессе, но и научить общению с незнакомым человеком. Учитывая то, что у детей моей группы нарушена речь, преобладает непроизвольное внимание, они не способны выделить самые существенные стороны трудового процесса, я начала их знакомить с трудом взрослых последовательно.
В рамках проекта «Профессии детского сада» проводила экскурсии по детскому саду, знакомила с трудом сотрудников д/с, наблюдали за работой прачки, завхоза, няни, брали интервью у медсестры, при этом подчеркивала, что весь коллектив работает дружно, слаженно, все заботятся о том, что бы детям в детском саду жилось хорошо. Особенно широко знакомила с профессией повара. Обучение детей приготовлению пищи базировалось на предварительном ознакомлении с соответствующими трудовыми процессами взрослых, что позволило раскрыть их направленность, познакомить с содержанием, способами приготовления, вызвать желание научиться. Во время экскурсии на кухню, дети познакомились с несколькими конкретными процессами: выпечкой булочек, приготовлением салата.
Опыт работы показал, что приготовление пищи в равной степени привлекательно как для девочек, так и для мальчиков. Вместе с детьми, мы варили разнообразные компоты, учились заваривать чай, делали бутерброды, запекали яблок, но больше всего дети любили готовить овощные и фруктовые салаты. Детям нравится готовить, их увлекает совместная с взрослыми деятельность по приготовлению пищи. Вначале совместно с взрослыми, а затем и полностью самостоятельно дети рисуют модели приготовления новых блюд, «записывают» рецепты своих блюд в кулинарную книгу. Такая работа является мотивационно - побудительной основой для установления коммуникационных связей между детским садом и семьей. Необходимость укрепления этих связей требует создания в детском саду и семьях ситуаций для включения ребенка в приготовление пищи в процессе делового сотрудничества с взрослыми.
Важно заметить, что реальная возможность включения дошкольников в приготовление пищи, которую можно съесть без страха отравления, основана на строгом соблюдении гигиенических правил приготовления пищи. Поэтому я знакомила детей с этими правилами (тщательно мыть руки и продукты, пользоваться только чистой посудой, хранить продукты в холодильнике, использовать только свежие продукты, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях.
Для освоения детьми способа осуществления трудового процесса и развития аналитических умений использовала предметно-схематические модели предстоящей деятельности: предлагала детям уже готовый рецепт, где наглядно представлена вся последовательность действий, необходимые инструменты, оборудование, продукты. Учась читать схему, ребенок приобретает умение действовать по алгоритму. Также в своей работе использую модель «лесенка», представляющая собой стержень с пятью кубиками. Каждый кубик обозначает компонент трудового процесса от целеполагания до получения результата труда. Модель дает возможность успешно знакомить детей с разными видами труда взрослых, по ней я строю наблюдения за трудовой деятельностью взрослых, использую для обобщения знаний детей о профессиях при проведении бесед.
Хозяйственно-бытовой труд разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда : наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах. Наиболее успешные формы работы-поручения, дежурства, коллективный труд. И очень важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке включает в себя работу по наведению порядка на веранде (весной, летом, осенью девочки подметают пол веником, мальчики выносят мусор, зимой мальчики очищают снег лопатами, на участке (девочки сгребают листву, мальчики выносят листву и опавшие ветки, в песочнице (мальчики проявляют мужскую силу - перекапывают песок). Во время работы старалась заинтересовать детей так, чтобы они выполняли порученное дело с желанием, понимая полезность дела, которым будут заниматься.
Мои воспитанники с нетерпением ждут дежурства в уголке природы. Этот интерес обеспечивается разнообразным содержанием трудовой деятельности : полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев, выращивание рассады цветов, овощей, высаживание их на клумбах, на огороде, создание проблемных ситуаций (когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии).
Ручной труд - как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в моей работе. Ручной труд не только помогает детям проявлять свое творчество, но самое главное для детей с ОНР помогает развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, что способствует лучшему развитию речи.
Развитие творчества в ручном труде связано со способностью дошкольников создавать зрительный образ (замысел-представление) своей будущей работы и умением реализовать его в разнообразном материале (бумага, картон, ткань, нитки, природный или бросовый материал). Опорные схемы, модели, пооперационные карты помогают детям обдумать и осуществить свой замысел. Дети с удовольствием готовят подарки и сюрпризы к праздникам, участвуют в выставках, помогают в оформлении групповой комнаты. Так в рамках работы кружка «Очень умелые руки», выжигали по дереву картины природы, занимались ковроплетением на мини-станках, вышивали. Этими работами украсили приемную, потому что все, что делают дети своими руками, должно быть важно и полезно. Соединение в результатах детского труда пользы и красоты доставляют ребенку двойную радость.
Для более успешного решения задач трудового воспитания, огромное значение было уделено работе с родителями. Это круглые столы, консультации, ярмарка поделок, презентация блюд на день именинника, совместные чаепития, фотовыставка, где родители делились опытом трудового воспитания в семье. Но больше всего детям нравилось, когда родители приходили на занятия и рассказывали о своих профессиях. Так Сонин папа Житников П. И. с увлечением рассказывал о профессии «хирург». После этой встречи любимой сюжетно-ролевой игрой у детей стала «Больница». Прослушав рассказ мамы Коли Губаль, работающей продавцом магазина «Семена», осенью собрали семена календулы и бархатцев, а весной их посеяли и все лето ухаживали за ними.
Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. Вводя ребенка в мир предметов и, показывая как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, я способствую воспитанию у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, пониманию ребенком мира взрослых.