Разумовская наталья
«Три способа пробудить интерес к обучению на логопедических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с тяжелыми нарушениями речи, отличаются неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности.
Именно поэтому на логопедических занятиях я использую различные приемы повышения мотивации.
Публикация «„Три способа пробудить интерес к обучению на логопедических занятиях“» размещена в разделах
Чтобы работа во время занятия была более продуктивной необходимо создать положительное отношение к занятиям : создание благоприятной обстановки, использование различных игровых ситуаций.
На своих занятиях по развитию речи, как в группе, так и индивидуально я использую метод "положительного подкрепления правильных ответов". А именно: каждому ребенку выдается прозрачный стаканчик, в который кладется фишка за каждый правильный ответ. Фишками могут быть различные пуговицы, бусинки, цветные макароны, камешки или любые другие мелкие предметы красивой формы или цвета то есть то, что хотелось бы ребенку заработать.
Наличие фишек в стакане дает возможность педагогу правильно и с доказательством реагировать на фразу ребенка: «Я не могу!», «У меня не получается!»
- «У тебя в стакане есть фишки, значит - можешь, значит - получается».
И этот дух соперничества стимулирует детей работать лучше, стараться заработать больше фишек по сравнению с другими детьми при групповой форме занятия или побить свой индивидуальный рекорд прошлого занятия.
Кроме этого, заинтересовать ребёнка на занятиях мне помогают разнообразные дидактические игры с включением кукольных героев, применение пальчикового театра.
Например, на этапе подготовки артикуляционного аппарата и на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов, я использую логопедическую куклу «Бегемотик», которую дети могут потрогать, обнять, придать ему нужную артикуляционную позу, а затем самостоятельно повторить.
На выработку правильной воздушной струи использую такие игры: «Диск – вертушка» «Футбол», «Буря в стакане» и т. д.
На автоматизацию звуков, я предлагаю задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики: «Звуковые дорожки», «Игры с фонариком», «Поп Ит», «Лабиринты» «Подружи звуки», и т. д.
Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствую и лексико-граматический строй речи, развиваю фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза. На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использование следующих игровых наглядных пособий:
«Логопедическое лото», «Волшебный цветок», «Магазин», «Назови слова», «Один – много»
На данном этапе использую различные игровые пособия с усложнением речевого материала: «Логопедические лото», «Скороговорки в картинках», «Рррычащий рассказ», «Найди ошибки»,, «Лабиринт», «Загадочные картинки», «Придумай предложение».
На каждом этапе работы я активно использую ИКТ, мультимедийные компьютерные игры. Их использование в коррекционной работе предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Без тесного сотрудничества с родителями, без их заинтересованности в результатах логопедической работы трудно добиться положительной мотивации к обучению и у детей. Поэтому взаимодействие с родителями, считаю одним из важнейших направлений в коррекционной работе. В начале учебного года стараюсь как можно больше узнать о ребенке и его семье, его речевом развитии. С самого начала пытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для них советчиком и помощником. Использую в работе с родителями следующие формы: индивидуальные консультации, информационные стенды, папки- передвижки.
Таким образом, использование перечисленных средств, приемов на логопедических занятиях повышает учебную мотивацию, позволяет обучающимся легко усваивать изучаемый материал, вносит элемент занимательности, реализует игровые моменты, дает возможность удерживать внимание детей на протяжении всего занятия.