МААМ-картинки

Требования к музыкальному репертуару и принципы его отбора для детского исполнительства в разных видах деятельности

Анастасия Редькина
Требования к музыкальному репертуару и принципы его отбора для детского исполнительства в разных видах деятельности

Здравствуйте, коллеги!

Слайд 1

Тема моей работы «Требования к музыкальному репертуару и принципы его отбора для детского исполнительства в разных видах деятельности», и сегодня я ее представлю в виде презентации.

Слайд 2

Музыкальный репертуар – это основа, на которой строится работа по музыкальному воспитанию детей. В каждой программе есть примерный список музыкальных произведений по всем видам деятельности и для каждой возрастной группы детей. Каждый педагог имеет свой «золотой», апробированный в практике работы с детьми репертуар, который можно и нужно повторять из года в год.

Публикация «Требования к музыкальному репертуару и принципы его отбора для детского исполнительства в разных видах деятельности» размещена в разделах

Слайд 3

Кроме того, музыкальному руководителю необходимо дополнять репертуар новыми песнями, музыкой для танцев, музыкальных игр и других видов деятельности по выбору педагогов.

Выбор музыкального материала имеет важнейшее значение, ведь умело подобранный материал помогает осуществлять задачи не только обучения, но и развития и воспитания.

Работая с дошкольниками надо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте и увлекательности. Музыкальный руководитель, выбирая репертуар, не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей.

Слайд 4

Можно выделить три основных требования к подбору музыкального репертуара :

- художественность произведения;

- доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;

- соответствие программным целям и задачам.

Слайд 5

Итак, художественность произведения - это отбор музыки, формирующей любовь к музыкальному искусству, эстетическое восприятие, художественный вкус, этические и нравственные установки детей-дошкольников.

С этим требованием, как правило, все согласны, однако конкретизировать его по отношению к детскому репертуару не всегда бывает просто. И это не значит, что в работе с детьми нужно использовать только классическую и народную музыку. В понятие художественности входят такие качества произведения, как яркость и выразительность образа, соответствие формы содержанию, точность и оригинальность выразительных средств, и т. д.

Говоря проще, дети интуитивно чувствуют и эмоционально откликаются на хорошую музыку, им хочется многократного повторения понравившейся им песни или пьесы. У взрослых также наблюдается стремление к повторению понравившейся музыки (и не только музыки - все, что нравится, хочется еще и еще раз повторить, увидеть, послушать).

Я предлагаю вам, уважаемые коллеги послушать некоторые произведения и вспомнить их название.

Слайды 6,7,8

Действительно, такие произведения, как «Аквариум» Камиля Сен-Санса, «Шутка» Иогана Баха, «Итальянская полька» Сергея Рахманинова можно слушать бесконечно!

Слайд 9

Второе требование - доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей.

Третье - соответствие программным целям и задачам.

Здесь мы обратимся к ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

В основе Стандарта заложены основные принципы, где главенствующую роль отводят «…Созданию благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

Слайд 10

Итак, более подробно рассмотрим требование доступности.

Оно рассматривается, как правило, в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для воспроизведения их детьми.

Доступность содержания иногда понимается как использование программно-изобразительных образов, близких детям (природа, игра, игрушка, сказка, образы животных и птиц и т. д., дающих опору на внешние предметные образы.

Но детей не следует приучать при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и непрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт — способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Детям, уже начиная с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически — успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания).

Дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, музыку В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов — спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Накопление музыкальных впечатлений — важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Поскольку объем внимания дошкольников невелик — они могут слушать музыку в течение небольшого времени (1—2 минуты,— целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. При повторных прослушиваниях можно взять более крупный фрагмент, в зависимости от реакций детей, их заинтересованности. Важно при этом соблюдать чувство меры, ориентироваться на желание ребят, проявление интереса.

Детей необходимо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов — народных, инструментов симфонического оркестра, чудо-инструмента — органа, их выразительными возможностями.

Таким образом, круг доступных по содержанию дошкольникам музыкальных произведений достаточно широк.

Другой аспект доступности репертуара — возможность исполнения произведений самими детьми. Это требование рассматривается применительно ко всем видам музыкального исполнительства (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах).

Слайд 11

Рассмотрим это требование на примере пения.

Пение как вид детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечение любого репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию и удовлетворяющего требованию художественности. Это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность воспроизведения детьми сложного ритмического рисунка мелодии, скромные фонетические и лексические возможности развития речи (особенно в раннем детстве и младшем дошкольном возрасте).

Поэтому репертуар, отобранный педагогом для пения, должен удовлетворять следующим требованиям доступности :

Мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру.

Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике : включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.

Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона.

Песни должны быть педагогически ценными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труду, дружбе и товариществу и т. д.

Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и форме. Например, песня «Скворушка прощается», музыка Т. Потапенко. Давайте прослушаем эту песенку.

Постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.

Слайд 12

Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого воспитанника, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды.

В репертуаре должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка. Каждое из этих сочинений, раскрывая свои характерные черты, значительно обогатит духовный мир дошкольников, расширит их музыкальный кругозор. Репертуар — это стержень, содержание работы музыкального руководителя и при его выборе главное - исходить из интересов детей, которыми они живут в данное время; доступности детскому восприятию выраженных в репертуаре чувств.

И в заключении хотелось бы отметить, что современное дошкольное образование ставит перед собой цель – всестороннее воспитание гармонично развитой личности ребёнка.

Но это развитие невозможно без родителей.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками, партнерами.

В качестве практической части своего выступления я подготовила рекомендации для родителей по подбору детского репертуара.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

rmo_997kr.pptx | 1885,17 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Экологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельностиЭкологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельности «Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы.

Использование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельностиИспользование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельности Я познакомилась с новым для меня видом конструирования в 2015 году, когда проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности»Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

Презентация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в разных видах деятельности» Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ -это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Требования к музыкальному репертуару и принципы его отбора для детского исполнительства в разных видах деятельности
Опубликовано: 23 марта 2022 в 09:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Требования к музыкальному репертуару и принципы его отбора для детского исполнительства в разных видах деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Редькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД