Анастасия Редькина
Требования к музыкальному репертуару и принципы его отбора для детского исполнительства в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги!
Слайд 1
Тема моей работы «Требования к музыкальному репертуару и принципы его отбора для детского исполнительства в разных видах деятельности», и сегодня я ее представлю в виде презентации.
Слайд 2
Музыкальный репертуар – это основа, на которой строится работа по музыкальному воспитанию детей. В каждой программе есть примерный список музыкальных произведений по всем видам деятельности и для каждой возрастной группы детей. Каждый педагог имеет свой «золотой», апробированный в практике работы с детьми репертуар, который можно и нужно повторять из года в год.
Публикация «Требования к музыкальному репертуару и принципы его отбора для детского исполнительства в разных видах деятельности» размещена в разделах
Слайд 3
Кроме того, музыкальному руководителю необходимо дополнять репертуар новыми песнями, музыкой для танцев, музыкальных игр и других видов деятельности по выбору педагогов.
Выбор музыкального материала имеет важнейшее значение, ведь умело подобранный материал помогает осуществлять задачи не только обучения, но и развития и воспитания.
Работая с дошкольниками надо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте и увлекательности. Музыкальный руководитель, выбирая репертуар, не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей.
Слайд 4
Можно выделить три основных требования к подбору музыкального репертуара :
- художественность произведения;
- доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;
- соответствие программным целям и задачам.
Слайд 5
Итак, художественность произведения - это отбор музыки, формирующей любовь к музыкальному искусству, эстетическое восприятие, художественный вкус, этические и нравственные установки детей-дошкольников.
С этим требованием, как правило, все согласны, однако конкретизировать его по отношению к детскому репертуару не всегда бывает просто. И это не значит, что в работе с детьми нужно использовать только классическую и народную музыку. В понятие художественности входят такие качества произведения, как яркость и выразительность образа, соответствие формы содержанию, точность и оригинальность выразительных средств, и т. д.
Говоря проще, дети интуитивно чувствуют и эмоционально откликаются на хорошую музыку, им хочется многократного повторения понравившейся им песни или пьесы. У взрослых также наблюдается стремление к повторению понравившейся музыки (и не только музыки - все, что нравится, хочется еще и еще раз повторить, увидеть, послушать).
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги послушать некоторые произведения и вспомнить их название.
Слайды 6,7,8
Действительно, такие произведения, как «Аквариум» Камиля Сен-Санса, «Шутка» Иогана Баха, «Итальянская полька» Сергея Рахманинова можно слушать бесконечно!
Слайд 9
Второе требование - доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей.
Третье - соответствие программным целям и задачам.
Здесь мы обратимся к ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
В основе Стандарта заложены основные принципы, где главенствующую роль отводят «…Созданию благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».
Слайд 10
Итак, более подробно рассмотрим требование доступности.
Оно рассматривается, как правило, в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для воспроизведения их детьми.
Доступность содержания иногда понимается как использование программно-изобразительных образов, близких детям (природа, игра, игрушка, сказка, образы животных и птиц и т. д., дающих опору на внешние предметные образы.
Но детей не следует приучать при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и непрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт — способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
Детям, уже начиная с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически — успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания).
Дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, музыку В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов — спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.
На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Накопление музыкальных впечатлений — важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Поскольку объем внимания дошкольников невелик — они могут слушать музыку в течение небольшого времени (1—2 минуты,— целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. При повторных прослушиваниях можно взять более крупный фрагмент, в зависимости от реакций детей, их заинтересованности. Важно при этом соблюдать чувство меры, ориентироваться на желание ребят, проявление интереса.
Детей необходимо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов — народных, инструментов симфонического оркестра, чудо-инструмента — органа, их выразительными возможностями.
Таким образом, круг доступных по содержанию дошкольникам музыкальных произведений достаточно широк.
Другой аспект доступности репертуара — возможность исполнения произведений самими детьми. Это требование рассматривается применительно ко всем видам музыкального исполнительства (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах).
Слайд 11
Рассмотрим это требование на примере пения.
Пение как вид детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечение любого репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию и удовлетворяющего требованию художественности. Это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность воспроизведения детьми сложного ритмического рисунка мелодии, скромные фонетические и лексические возможности развития речи (особенно в раннем детстве и младшем дошкольном возрасте).
Поэтому репертуар, отобранный педагогом для пения, должен удовлетворять следующим требованиям доступности :
Мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру.
Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике : включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.
Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона.
Песни должны быть педагогически ценными, воспитывающими чувство любви к Родине, ее природе, труду, дружбе и товариществу и т. д.
Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и форме. Например, песня «Скворушка прощается», музыка Т. Потапенко. Давайте прослушаем эту песенку.
Постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.
Слайд 12
Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого воспитанника, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды.
В репертуаре должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка. Каждое из этих сочинений, раскрывая свои характерные черты, значительно обогатит духовный мир дошкольников, расширит их музыкальный кругозор. Репертуар — это стержень, содержание работы музыкального руководителя и при его выборе главное - исходить из интересов детей, которыми они живут в данное время; доступности детскому восприятию выраженных в репертуаре чувств.
И в заключении хотелось бы отметить, что современное дошкольное образование ставит перед собой цель – всестороннее воспитание гармонично развитой личности ребёнка.
Но это развитие невозможно без родителей.
Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками, партнерами.
В качестве практической части своего выступления я подготовила рекомендации для родителей по подбору детского репертуара.
Спасибо за внимание!