Алёна Рукавишникова
«Торопыжки». Мини-тренинг для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
Формирование у педагогов детских садов навыков работы с гиперактивными детьми.
ЗАДАЧИ:
1. Предоставить педагогам теоретическую информацию об особенностях
психического и физического развития гиперактивных детей;
2. Рассмотреть способы взаимодействия в ситуациях общения и обучения;
3. Научиться осознавать свою позицию в общении с детьми: понимать и
анализировать свои установки при восприятии различных детей.
4. Научиться применять комплексные меры коррекции и профилактики.
Публикация «„Торопыжки“, Мини-тренинг для воспитателей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие.
2. Принятие правил групповой работы.
3. Игра «Знакомство».
4. Мини – лекция «Что такое гиперактивность».
5. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».
6. Мини – лекция «Как выявить гиперактивного ребенка».
7. Игра «Трудно быть гиперактивным ребенком».
8. Мини – лекция «Как помочь гиперактивному ребенку».
9. Игры на развитие необходимых качеств (Игра «Колпак мой колпаковский», «Запретный номер»).
10. Упражнение «Скорая помощь».
11. Мини – лекция «Как работать с родителями гиперактивного ребенка»
12. Обратная связь.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие.
2. Принятие правил групповой работы.
3. Знакомство
Игра «Знакомство»
Цель: игра направлена на сплочение группы, дать возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы, самопрезентация.
Ход игры: участники группы встают в круг. Каждый, по очереди называет свое имя и показывает какое-либо движение «Я Света, я такая ….», остальные участники группы произносят «Ты Света, ты такая…» и показывают предложенное движение. И так по кругу. Это так же своеобразный вариант самопрезентации.
4. Мини – лекция
«Гиперактивность и причины ее возникновения»?
«Активный» – от латинского - деятельный, действенный. «Гипер» – от греческого – над. Сверху – указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется как невнимательность, отсутствие двигательного контроля, импульсивность, несвойственные для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка. Таких детей часто называют детьми «с мотором» или детьми «без тормозов».
Например, известный американский психолог В. Оклендер так характеризует гиперактивных детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать своей манерой поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает свои вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно сконцентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает вопросы, но редко дожидается ответов».
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:
дефицит внимания;
импульсивность;
повышенная двигательная активность.
Из перечисленных признаков наиболее трудно определить
и охарактеризовать импульсивность. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях».
Выявить импульсивность можно с помощью анкеты. Для определения импульсивности можно воспользоваться анкетой «ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ» (Приложение 1).
К проявлениям гиперактивности так же можно отнести расстройство восприятия. Повышенная активность способствует появлению трудностей в обучении и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды и окружающих сверстников и взрослых.
Однако следует отличать симптомы СДВГ от нормальной, свойственной многим детям, особенно в дошкольном возрасте, высокой двигательной активности. Она может являться индивидуальной особенностью темперамента, акцентуацией характера. В настоящее время среди педагогов и родителей всё ещё бытует мнение, что гипервозбудимость - всего лишь поведенческая проблема, просто распущенность ребёнка или результат неправильного воспитания.
Причём, чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего в группе детского сада или школе излишнюю подвижность или неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гипервозбудимых. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т. к. синдром гипервозбудимости - это медицинский диагноз и может поставить его только врач. При этом диагноз ставится после специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребёнка.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
В основе гиперактивности, как правило, лежит ММД.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекций и интоксикаций первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.
.Факторы, считающиеся основными причинами возникновения ММД:
асфиксия при родах,
внутриутробная гипоксия,
нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т. д.
Многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи, трудности в формировании навыков чтения, письма и счета, 66% с диагнозом СДВГ – обнаруживают признаки дислексии и дисграфии, 61% с тем же диагнозом – признаки дискалькулии (нарушение формирования навыков счета, определения «право», «лево», формы предметов, арифметические действия с переходом через десяток).
Специалисты утверждают. Что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности», обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для их включения необходимы определенные условия. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без излишних интеллектуальных нагрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере.
Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, педагога, психолога…. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.
Родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам. Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решать волевыми усилиями. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в с остоянии.
Таким образом, с целью предоставления информации по взаимодействию с гиперактивными детьми можно пригласить на родительское собрание врача или направить родителей на индивидуальную консультацию. Может, в каком то месте убрать. То что красным повторяется, как ты считаешь?
5. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»
Известно, что американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактивных детей именно так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать своей манерой поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает свои вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно сконцентрировать свое внимание, он лего отвлекаетя, часто задает вопросы, но редко дожидается ответов».
А теперь давайте мы вместе попробуем выполнить упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».
Цель: активизировать внимание педагогов на данной проблеме.
Группа делится на 3 – 4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка (Приложение 3)“Портрет “особого” ребенка” на которой перечислены индивидуальные особенности агрессивных, гиперактивных, тревожных, аутичных детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивному ребенку. Затем каждая подгруппа зачитывает свою характеристику, после чего проводится общее обсуждение. (Некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления нельзя четко отнести к какой – либо категории. Поэтому здесь возможно обсуждение.)
После того, как портрет составлен, основные характеристики гиперактивному ребенка записываются на доске. К ним можно обращаться во время всего занятия.
7. Мини – лекция «Как выявить гиперактивного ребенка»
Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые проводят дополнительные целенаправленные наблюдения за ним.
Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка, которые помогут в диагностической работе. Данные критерии оформлены в виде тестов (Приложение 2).
По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к медицинским специалистам.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет».
В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
8. Игра «Трудно быть гиперактивным ребенком»
Цель: дать возможность участникам тренинга побывать в роли гиперактивного ребенка, почувствовать и понять те проблемы, с которыми ежедневно сталкивается ребенок с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Подготовительный этап
Содержание: один из участников (он будет ведущим) получает карточку с абстрактной картинкой (Приложение 9) и уходит в соседнее помещение. Он должен составить четкую и понятную инструкцию для группы, которой предстоит по этой инструкции нарисовать картинку.
Все остальные члены группы разбиваются на тройки, каждая из которых будет моделировать поведение одного гиперактивного ребенка. Один представитель тройки моделирует поведение ребенка с дефицитом активного внимания. Его задача на следующем этапе упражнения сосчитать все предметы, имеющие острые углы. В торой участник тройки играет роль импульсивного ребенка – он должен постоянно выкрикивать такие фразы, как : «Здорово!», «Замечательно!», «Ура!», «Ой, как мне нравится!», «Боже, как это скучно», «А можно я выйду?», «Ничего не понятно», «А кто догадался такую картинку придумать?» и т. д. При этом нельзя повторять слова и фразы, сказанные ведущим. Третий представитель тройки должен ходить по аудитории и молча здороваться - пожимать руки присутствующим и дотрагиваться до всех столов и стульев в комнате – он моделирует поведение ребенка с двигательным беспокойством.
Основной этап
Содержание: ведущий заходит в аудиторию и громко дает инструкцию всем участникам: «Послушайте, а затем нарисуйте, пожалуйста, следующее…» Инструкция произносится один раз, без повторения.
Остальные участники слушают инструкцию и при этом моделируют заданное им поведение. По окончании инструкции каждая тройка начинает рисовать абстрактную картинку, которую ведущий сравнивает затем с оригиналом.
Рекомендации тренеру: после проведения упражнения желательно провести общее обсуждение. Участники по кругу могут делиться своими чувствами и впечатлениями, связанными с выполнением задания. Каждый рассказывает о трудностях, с которыми он столкнулся, играя такую необычную для него роль. Последним берет слово ведущий. Он рассказывает о своих ощущениях, о том, какая категория «детей» мешала ему больше всего, как ему все же удалось выполнить свое задание и у кого из детей оказались самые правильные рисунки и почему. Как правило, после выполнения этого несложного шуточного задания многие участники в обратной в обратной связи говорят о том, что наконец начинают с пониманием относиться к проблемам гиперактивных детей.
9. Мини – лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»
В работе с гиперактивными детьми используются три основных направления:
Развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль);
Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
При необходимости должна осуществляться работа с гневом.
Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление.
Рассмотрим подробно каждое направление.
Развитие дифицитарных функций
Необходимо руководствоваться следующим принципом: коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок в любой развивающей деятельности вел себя спокойно, то не требуйте от него результативности и чистоты работы. А если, хотите получить качественную работу, то не концентрируйте внимание на его двигательной активности.
Когда в процессе работы будут достигнуты устойчивые положительные результаты. Можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности.
Схема отработки функций
1. Внимание;
2. Мышечный контроль;
3. Импульсивность;
4. Внимание + мышечный контроль;
5. Внимание + импульсивность;
6. Мышечный контроль + импульсивность;
7. Внимание + мышечный контроль + импульсивность.
Отработка конкретный навыков взаимодействия со
взрослыми и сверстниками
Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого, проговаривать их вслух, формулировать систему правил поведения в общении и в процессе выполнения конкретного задания. Заранее обговорите правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение. Ребенка надо чаще поощрять, например, каждые 15 – 20 минут выдавать жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре и т. д.
Необходимо помнить. Что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов).
Попросить участников группы привести примеры индивидуальной работы ( например: приход с прогулки, инструкция для всех детей «раздеваться», какая инструкция для гиперактивного ребенка? (не должно быть общих фраз, инструкция должна быть последовательной, ясной для ребенка и четко сформулированной).
Зачастую эти дети склонны к манипулированию родителями и педагогами. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.
Т. к. большое количество людей ребенка возбуждает, старайтесь сажать такого ребенка за первый стол, в первый ряд, чтобы он не видел перед собой большого количества людей.
Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2 – 4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общих групповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбудиться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.
При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками используйте те же принципы, что и при работе с агрессивными детьми.
Если ребенок в чем-то неправ, родителям и педагогам не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребенком, что он «не будет пинать кошку» или «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.
10. Любые игры с правилами.
Игра-разминка «Колпак мой треугольный…»
Цель: развитие концентрации внимания, осознание своего тела, умение управлять движениями и контролировать своё поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но педагоги, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, её можно сократить.
Игра «Запретный номер»
Цель: развитие произвольности внимания, слухового восприятия.
Описание игры: оговаривается, что какое-то одно (или несколько) число – например, два - нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».
Комментарии: игра особенно полезна для детей, испытывающих трудности при необходимости сосредоточиться. С помощью этой игры можно потренировать детей в счете, так как часто развитие навыков счета происходит автоматически, «на слух». Другими словами, ребенок может посчитать, допустим, от 1 до 10, но не может сказать, какая цифра стоит между 4 и 6.
Игра «Чайник» (если будет время)
Цель: снять мышечное напряжение, создать положительный микроклимат.
Играющие хаотично двигаются по кругу, задевают друг друга, но не толкаются. Представляют себя пузырьками воды в чайнике и меняют темп движения в соответствии с указанием ведущего:
«Чайник нагревается: 10градусов, 20, 30… 100 закипел. Чайник остывает: 90 градусов, 80, 70… 10 – остыл».
11. Упражнение «Скорая помощь» (психологический практикум). Группа делится на две подгруппы, одна из которых составляет список возможных методов взаимодействия с гиперактивным ребенком в экстремальных ситуациях, когда нежелательное поведение уже проявилось. Составленный список можно назвать «Скорая помощь».
Вторая подгруппа составляет список возможных методов работы, способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка.
Конкретные ситуации (Приложение 4)
12. Мини – лекция «Как работать с родителями гиперактивного ребенка»
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов.
Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых.
Некоторые родители начинают винить себя в том. Что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которые в свою очередь негативно влияют на чувствительного ребенка).
Многие из проблем гиперактивного ребенка происходят из-за неосведомленности родителей.