Папки-передвижки

Мини-тренинг «Развитие инициативности и активности педагогов ДОУ посредством интегрированных методов арт-терапии» (5 фото)

Вера Карабчук
Мини-тренинг «Развитие инициативности и активности педагогов ДОУ посредством интегрированных методов арт-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы

Карабчук В. Н., педагог-психолог

МБДОУ «ДСОВ №135»

Загарских Д. А., педагог-психолог,

МБДОУ «ДСКВ №84»

Цель: повысить профессиональное мастерствопедагогов-психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования инициативности, активности, восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

-познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

Темочки:

-создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию) как одну из форм организации мастер-класса;

-способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы;

- приобретение нового опыта педагогами-психологами по использованию арт-терапии для развития инициативности, активности у педагогов ДОУМатериалы : бумага А-4 (плотная акварельная, краски, кисточки, карандаши, свечи восковые, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры, ватман, листы с нарисованными звёздами, салфетки, ручки, интерактивная свеча, текст притчи, дневник на каждого участника с заданиями, карточки с мультипликационными героями (по 2 штуки на каждого участника).

План:

1. Приветствие. Упражнение «Мои ожидания».

2. Вводная беседа «Глоссариус»

3. Практическая часть.

Работа с притчей

Работа с дневником «Наедине с собой»

«Креативщики» (рисование в парах,

Работа с дневником. «Рекомендации, как сделать жизнь инициативней…»

Тест «Инициативны ли вы

«Звёздная карта» (определение личностного потенциала)

4. Завершение. Рефлексия. Игра-пожелание.

Ход встречи:

Ведущий: здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня мы предлагаем Вам поучаствовать в тренинге, посвященном «Практикам расширения возможностей педагогов, развитию инициативности и активности». Наша целевая аудитория педагоги, мы будем говорить о том, как можно расширить возможности взрослых людей.

1. Приветствие «Сердечные пожелания»

Инструкция. Участникам предлагается передать интерактивную свечу и говорить пожелания с той же теплотой, которая исходит от свечи.

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: определить ожидания всех участников от занятия.

Ведущий. Упражнение, которое предлагается вашему вниманию, называется «Мои ожидания». Закончите предложение «На сегодняшнее занятие я пришла для того чтобы.»

2. Вводная беседа «Глоссариус»

Сегодня мы с вами попробуем познакомиться, разобраться, рассмотреть один из видов культурных практик. Нам сегодня хотелось бы рассказать о практиках расширения возможностей педагогов для развития инициативности.

Инициативность - умение хорошо и легко взяться за дело по собствен-ному почину, не дожидаясь стимуляции извне.

Активность. 1. Фундаментальный принцип жизнедеятельности организма, условие его самодвижения (саморазвития) и сознательного достижения целей. 2. Творческое поведение, созидающее новую среду.

Более подробная информация в буклете.

3. Практическая часть

Работа с притчей «Педагогическая философия»

Притча «Рискнуть попробовать»

Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Обсуждение:

• Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?

• Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

Вывод. Инициативность не проявляется сама по себе, а формируется постепенно, отражает способности личности к самостоятельным начинаниям, обусловливает достижение социального успеха, характеризует творческое отношение человека к себе и своему бытию. Это качество основано на умении личности самостоятельно принимать решения, быть способной действовать за пределами поставленной задачи.

Работа с дневником «Наедине с собой»

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «инициативность? Выберите из предложенных или допишите свои.

И интерес искусственность

Н новшество нарушение

И исследование нежелание

Ц целеустремлённость отказ

И игра рутина

А активность апатия

Т трудолюбие лень

И инициатива лидерство

В выдержка выскочка

Н находчивость наказуемость

О общение организованность

С стремление самообладание

Т творчество терпение

Ь дисциплинированность настойчивость

Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов, правильно оценить свои возможности. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».

Диагностика «Тормоз или вечный двигатель?»

Каждому участнику предлагается рисуночный тест, по завершению участникам даётся расшифровка теста. Участники по желанию делятся результатами, которые у них получились.

Тест «Инициативны ли вы

Мини-тренинг «Развитие инициативности и активности педагогов ДОУ посредством интегрированных методов арт-терапии»

Инструкция: перед вами несколько кругов разного размера. Они расположены в произвольном порядке. Ваша задача –создать из этой беспорядочной, бессмысленной картинки что-то законченное.

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Итак, давайте рассмотрим рисунок, который у вас получился…

Если вы СОЕДИНИЛИ КРУГИ МЕЖДУ СОБОЙ и создали какую-то законченную, осмысленную картину – вы человек, во всем стремящийся к порядку. Вы в меру инициативны. Вам присуще логическое мышление, здравый смысл, вы ответственны, дисциплинированны и терпеть не можете хаоса и чужой необязательности. Как подчиненный вы старательны и надежны, начальство с легким сердцем может на вас положиться, зная, что вы не подведете и всегда доведете работу до конца. Как руководитель, вы требовательны, но справедливы.

Если, соединив круги между собой, вы СОЗДАЛИ ИЗ НИХ МАШИНУ, МЕХАНИЗМ или какое-то еще ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – вы активны, инициативны, решительны и устремлены вперед. Ваша неукротимая энергия и твердая воля – залог того, что из вас может получиться настоящий лидер, который поведет людей за собой. Тем более, что вы не боитесь ни риска, ни ответственности, ни смелых экспериментов.

Если вы соединили круги и кружки БЕСПОРЯДОЧНЫМИ ЛИНИЯМИ, и у вас получилась АБСТРАКТНАЯ КАРТИНА – вы, порой, проявляете инициативу, но проблема в том, что окружающие не очень — то к вам прислушиваются, потому что чаще всего вас не понимают. У вас много идей, но все они кажутся нереальными, оторванными от жизни и слишком абстрактными, как и рисунок, который вы нарисовали.

Если вы НЕ СОЕДИНИЛИ КРУГИ МЕЖДУ СОБОЙ – вы творческий человек, которому трудно существовать в определенных рамках. Вы не хотели бы ни руководить, ни подчиняться, ни вести за собой. Вы как кошка – любите гулять сами по себе, и терпеть не можете строгий режим и четкий распорядок. Куда милее вашему сердцу свобода, творческий беспорядок и возможность распоряжаться своим временем по собственному усмотрению. Если вы, к тому же, РАЗРИСОВАЛИ ОТДЕЛЬНО КАЖДЫЙ КРУЖОК – у вас масса идей, но вы не спешите ими делиться с коллективом. Словом, инициативу вы проявляете исключительно для собственной выгоды.

Если вы РАЗРИСОВАЛИ КРУГИ УЗОРАМИ – это может говорить о вашем желании преподнести себя в самом выигрышном свете. Вы любите быть в центре внимания и всячески этого добиваетесь. Порой вы проявляете инициативу только для того, чтобы заявить о себе, а вовсе не потому, что вам хочется воплотить в жизнь какую-то идею.

Если вы СДЕЛАЛИ ИЗ КРУГОВ ЛИЦА ЛЮДЕЙ – это показатель неординарности вашего мышления. Вы глубокий человек, которому интересны окружающие. Сочувствие другим людям, желание помочь ближнему – тот стимул, который заставляет вас действовать. К сожалению, некоторые, пользуясь вашей чуткостью и добросердечностью, порой беззастенчиво садятся вам на шею.

Если вы нарисовали рядом с кругами треугольники и квадраты – словом, создали КОМПОЗИЦИЮ, СОСТОЯЩУЮ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР – вас не назовешь инициативным человеком. Вы крайне редко проявляете активность, неохотно руководите людьми, предпочитая жить по принципу «моя хата с краю, я ничего не знаю». Вам нравится, когда ваши обязанности четко прописаны, роли раз и навсегда распределены. Вы хотите, чтобы жизнь текла по привычному руслу – без неожиданностей и сюрпризов.

Вывод: контингент педагогов ДОУ представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий. Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе.

Рисование «Креативщики»

Время проведения: 10-15 мин.

Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия, инициативности. Техника проводится в парах.

Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах, у каждой пары будет свой лист бумаги (каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, свечей, карандашей).

Нарисуйте совместный рисунок «Инициативности» (Инициативного педагога) в человеческом облике. Рисовать будем в технике «Граттаж наоборот».

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи и кусочком хозяйственного мыла на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами, проявляясь.

При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции.

Начинаем по сигналу.

Обсуждение рисунка:

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ.

- Что вам помогало в выполнении упражнения?

- Как вы действовали, чтобы выполнить упражнение?

- Как вы договаривались на невербальном уровне, о том, что именно будете рисовать?

- Понравилось ли вам рисовать в парах на общую тему?

- Какие качества, свойственные инициативному педагогу, вы отразили в своём рисунке?

«История о…» сочинение сказки (если будет время)

Давайте сочиним небольшую сказку, используя рисунки, которые вы нарисовали.

• Про кого будет наша история? Жил –был….

• Где (он) она жил (а?

• Каким был наш герой?

• Что он любил делать? Чем занимался?

• И был у него друг. Кто…

• Чем друг помогал герою…

• Однажды наш герой отправился путешествовать. Куда….

• Для чего? Зачем?

• Но у героя был враг. Кто?

• Как он вредил нашему герою…

• Друг героя хотел ему помочь. Что он сделал?

• Какой волшебный предмет дал ему в помощь?

• Как это помогло герою?

• Как был наказан враг?

• Чем все закончилось?

Работа с дневником. «Впусти инициативу в свою жизнь - …»

Инструкция: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более инициативной собственную жизнь».

Пример рекомендаций:

• Регулярно выполняйте физические упражнения.

• Овладевайте техникой релаксации и медитации.

• Совершенствуйте уверенность в себе.

• Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.

• Читайте художественную литературу, развивающую воображение.

• Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.

Ведущий: Сейчас предлагаем перейти к следующему нашему заданию, оно называется «Звёздная карта». Задание будет состоять в том, что бы определить, какие направления деятельности вам близки, где бы вы могли себя реализовать. С помощью этого упражнения вы сможете расширить границы вашей потенциальной деятельности, посмотреть, может быть, у вас есть направления, где вы могли бы достичь чего-то большего, или же просто получить новый опыт, расширить свои границы.

Упражнение «Звездная карта»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги. Напишите в нарисованной звезде своё имя. Каждый луч вашей звезды это какой-то вид деятельности, какое-то дело которое вам нравиться или привлекает вас. Напишите между лучами области реализации своих способностей. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где ваше «Я» может проявить себя, быть реализовано. Сколько областей вы смогли выделить? Если вам не хватило лучей, дорисуйте их.

Хотелось бы Вам узнать мнения коллег, где Ваше «Я» может ещё себя проявить, быть реализовано? (коллеги дописывают одну область на «звёздную карту»).

Завершение. Рефлексия.

Уважаемые коллеги наш тренинг подошел к концу. Озвучьте, пожалуйста, ваши впечатления о тренинге в целом. Что вам понравилось, есть ли замечания? Поделитесь своим мнением, для нас оно очень важно.

В завершение ведущий предлагает выбрать одну из карточек: Пятачок, Винни-Пух, Кролик, Тигра

Замечательный выбор – Пятачок!

Сегодня Вы так трогательны и обаятельны! Конечно, Вам не чужды страхи и сомнения, но верные друзья, ради которых Вы готовы на все, всегда могут оказать вам поддержку. Вы очень эмоционально воспринимаете мир. И мы надеемся, что будущее Вас порадует!

Сегодня Вы выбрали Винни-Пуха.

Вы – само добродушие и открытость. Спокойны и уверенны в себе. Вам хочется экспериментировать, и в Вашей голове великое множество идей. Сегодня Ваше обаяние не знает границ. Дерзайте, мечтайте, покоряйте всё новые вершины!

Ваш выбор – Кролик.

Без сомнения, Вы – эрудит и организатор. Вам по плечу любое задание, потому что Вы умеете планировать, мобилизоваться. Вы смотрите на чужие ошибки со снисхождением и умеете принимать окружающих такими, какие они есть. Желаем Вам удачи во всех начинаниях и оптимизма!

Олицетворением вашего выбора является Тигра.

Вашей жизнерадостности и энергичности сегодня можно позавидовать. Все свои проблемы Вы воспринимаете с легкостью и молниеносно находите выход из любого положения. Ну а способами решения жизненных неурядиц Вы всегда готовы поделиться с друзьями. Пусть источник Вашей энергии будет неисчерпаем!

Дорогие коллеги, сегодня вы приняли участие в небольшом мастер-классе, где были использованы интегрированные методы арт-терапии, такие как: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия.

Спасибо за внимание!

Фото «Развитие инициативности и активности педагогов ДОУ посредством интегрированных методов арт-терапии»
Мини-тренинг - фото
Фото №1 педагог психолог МБДОУ ДСОВ Загарских Д Фото №2 Развитие ребенка
Публикации по теме:

Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУАктуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ. Автор: Пак Ксения Владимировна.

Мастер-класс для педагогов по арт-терапии «Рисование на песке, как метод развития и обучения дошкольников» Мастер класс для педагогов: Арт-терапия «Рисование на песке, как метод развития и обучения дошкольников» Фролова Мария Александровна Педагог-психолог.

Мастер-класс для педагогов по арт-терапии «Волшебная магия узоров эбру» Мастер-класс для педагогов Арт-терапия «Волшебная магия узоров Эбру»Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру»,.

Мастер-класс «Развитие детской инициативности посредством проектной деятельности» Цель мастер - класса: повышение мотивации педагогов к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ» (Слайд 1) Мастер-класс "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ" Брень В. А., педагог-психолог МБДОУ Уктурского сельского поселения.

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством игровых заданий и упражнений» Семинар для педагогов ДОУ по теме: «Развитие речи дошкольников через активизацию познавательных и интеллектуальных способностей посредством.

Семинар для педагогов «Развитие самостоятельности и инициативности у детей»Семинар для педагогов «Развитие самостоятельности и инициативности у детей» «Развитие самостоятельности и инициативности у детей» План: 1. Упражнение «Здороваемся локтями» 2. Игра «Паровозики» 3. Притча «Плата.

Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока» Цель: Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции через использование методов арт-терапии (эбру-терапия, танцетерапия, сказкотерапия).

Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми» Социально – психологический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения. «Стиль общения педагога с детьми». Цель: освоить.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-тренинг «Развитие инициативности и активности педагогов ДОУ посредством интегрированных методов арт-терапии»
Опубликовано: 14 августа 2018 в 13:42
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-тренинг «Развитие инициативности и активности педагогов ДОУ посредством интегрированных методов арт-терапии»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Карабчук (УИ 216559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД