Полина Комарова
Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство педагогов с типами родителей и особенностями их поведения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с типами родителей и особенностями их поведения.
2. Научить находить компромиссы при взаимодействии с родителями.
Ход:
Уже давно в педагогических кругах стала известной фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».
Публикация «Типы родителей и возможные варианты взаимодействия с ними» размещена в разделах
Существует масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями, и эти примеры в каждой группе похожи: кто-то из родителей отмахивается от советов воспитателя, кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех проблемах и т. д.
Для того чтобы минимизировать проблемы во взаимодействии педагогов и родителей, необходимо знать возможные причины возникновения этих проблем.
1. Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например, из-за возрастных и половых различий.
2. Барьером во взаимодействии может стать уровень образования.
3. Педагоги и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния.
4. Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер.
5. Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми.
Чтобы избежать недопонимания, проблем во время общения с родителями, педагог должен знать типы родителей и их особенности, так же важно, что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию от родителей.
1. Позитивно ориентированные
Такие родители стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет и в незнании некоторых вещей. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то, по крайней море, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Но могут и быть, например вспыльчивыми, тревожными, даже иногда эгоистичными. Однако, большой плюс это три непременных качества: умение слушать и слышать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным.
Общение с такой категорией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные способы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.
2. Авторитарные
Этот тип родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам и рекомендациям со стороны (советам родственников, педагогов, специалистов). Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего ДОУ, педагогов и т. д. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути. Создают родительские ассоциации, ищут союзников, идут напролом, часто не видят и не слышат ни себя, ни собеседника.
Отрицательные качества этой категории родителей :
1. Неумение сдерживать свой гнев и раздражение
2. Отсутствие контроля импульсивности своих поступков
3. Склонность к участию в ссорах и скандалах, «Виноваты все, кроме меня»
4. Откровенное противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации и т. д.)
Рекомендации по взаимодействию :
1. Не следует отвечать гневом на гнев – это только накалит обстановку: гораздо лучше приложить все усилия, чтобы сохранить в такой ситуации невозмутимость и позитивный настрой.
2. Правильная внутренняя позиция, т. е. не позволяйте себе думать: «Да как он смеет так со мной разговаривать?» - эти мысли лишь сильнее разожгут ваше недовольство.
3. Постарайтесь, сохраняя объективность понять мотивы такого поведения родителя (посмотрите на ситуацию его глазами). Возможно, раздражение вызвано вовсе не вами, а какой-то другой ситуацией, событием, которое вывело его из себя.
4. Останавливайте родителя спокойно, с невозмутимым лицом, не говорите прямо, что он не прав. Говорите кратко, по делу, ясно, спокойно, уверенно, так чтобы чувствовалась ваша сила.
5. Обсуждайте ситуацию только после того, как родитель успокоился;
6. Переключите энергию родителя на поиск выхода из проблемы. Попробуйте выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметьте общую стратегию, чтобы подобное не повторилось
7. Не избегайте общения после конфликта
3. Манипуляторы
Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабости людей, чтобы побудить этих людей и делать то, что нужно родителю-манипулятору. Ведь манипулятор добивается нужного ему поведения, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физическое наслаждение от чувства власти над человеком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседозволенности и т. д. Если манипулятор не может добиться от вас того, чего хочет, он начинает испытывать комплекс неполноценности, который его самого заставляет страдать. В этом случае он обычно усиливает свои манипуляции: использует положение, деньги, подарки, «хлопает дверями», настраивает всех друг против друга, ссорит, разбивает коллектив на группы.
Главное орудие против манипуляторов – научиться нейтрализовать их нападки. Это умение запретить себе эмоционально реагировать на их действия и сохранять объективный взгляд, позицию «взрослого». Необходимо сделать их позицию «прозрачной», открытой и понятной для всех. Если вы сумеете удержать такую манеру поведения с манипулятором, он будет разоружен и постепенно оставит вас в покое.
4. Психосоматические
Эти родители эмоционально более лабильны (Лабильный - нестойкий, неустойчивый). Они участвуют в деятельности ДОУ, повышают свой образовательный уровень и т. д. Им свойственны частые смены настроений (от радости, до депрессии). Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. Проблема, чаще скрывается от посторонних взглядов ими изнутри. Если у манипуляторов – слезы, истерики, у авторитарных – скандалы, агрессия, крик, то у психосоматичных родителей – внутренние переживания.
Данный тип родителей могут стать помощниками, союзниками для педагога. Важно направить их энергию в нужное русло.
Ситуации для проигрывания «Найди подход»
1. Подарки к НГ. Подавляющее большинство родителей выбрали подарок.
Пара человек хочет свой вариант подарка, по сути то же самое, но в другой вариации. Другие родители против. Предлагается упаковка для подарков, чтобы избежать конфликтов у детей, но родители снова против. Детям всего 2 года, это первый их утренник в саду.
2. Субботник. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло 2 человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
3. Грязная одежда. Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.
4. Подготовка к утреннику. Музыкальный руководитель составил сценарий к утреннику, где мальчики – рыцари, девочки - принцессы. Воспитатель сообщает родителям, что необходимо продумать (приобрести, сделать самим) наряд для праздника.
В заключении хочется добавить, что только грамотный подход, правильно подобранное слово, сможет исправить ситуацию и не доводить дело до конфликта. Будьте чуткие к родителям.