Алёна Болдырева
Тестопластика как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать
ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ
Болдырева Алёна Яковлевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» посёлка Мостовского
В настоящее время образованию детей с ограниченными возможностями здоровья уделяется большое внимание. Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самореализации ребенка, в том числе и ребёнка с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория обучающихся, которые, как никто другой, нуждаются в создании условий для творческой самореализации. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Публикация «Тестопластика как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования и игровой деятельности.
Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно-прикладного искусства. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.
Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности у детей. Кроме того, лепка оказывает положительное влияние на всю нервную систему в целом.
В процессе лепки происходит развитие мелкой моторики пальцев рук, совершенствование речи и мыслительных процессов. Роль лепки из соленого теста сложно переоценить, в особенности в сфере интеллектуального и эстетического развития детей дошкольного возраста
С точки зрения Э. Ф. Лёвочкиной, особое воздействие занятия тестопластикой оказывают на развитие творчества и фантазии детей, что имеет свои характерные черты. Это можно объяснить тем, что лепка представляет собой наиболее осязаемый вид художественного творчества. Каждый предмет обладает объемом, и ребенок воспринимает его с разных сторон. Именно с помощью воображения, на основании воспринятого предмета, в сознании ребенка создается образ предмета[2].
С. П. Фардзинова отмечает, что это особенный процесс, потому что лепка из теста – самый осязаемый вид художественного творчества. Благодаря тому, что с помощью лепки появляется предмет, ребенок может воспринимать его с разных сторон, соответственно формируя его полный образ, давая свободу своему воображению. Занимаясь лепкой, ребенок приобретает определенные навыки и умения, обогащая свой кругозор. Безусловно, лепка из теста оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребёнка. Кроме того способствует расширению кругозора и словарного запаса, содействует развитию творческого мышления, формирует художественный вкус, трудовые умения и навыки способность к наблюдению за предметами и явлениями окружающего мира, воспитывает усидчивость, аккуратность и терпение. Главной особенностью тестопластики является ее тесная взаимосвязь с игрой, поскольку именно она является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте [5].
Все эти исследования позволяют глубже понять, что тестопластика выступают как средство познания действительности, имеет большое значение для познавательной активности воспитанников с ОВЗ, способствует поддержанию положительной мотивации, развитию всех психических свойств личности ребенка, его интеллектуальных и творческих задатков. Ее возможности в работе с детьми безграничны, она позволяет педагогам и родителям сделать занятия еще более увлекательными и запоминающимися.
Литература
1. Изольда Кискальт. Солёное тесто «АСТ-ПРЕСС», Москва, 1998г.
2. Левочкина, Э. Ф. Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Э. Ф. Левочкина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2.
3. Ирина Хананова. Солёное тесто. Фантазии из муки и соли,
«АСТ-ПРЕСС КНИГА», Москва 2007г.
4. Саратовцева. С. Наука и жизнь № 1, 2007г. «Тили-тили тесто», стр. 102
5. Фардзинова, С. П. Тестопластика : полезное занятие для всестороннего развития детей // Развитие современного образования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 23 дек. 2017 г.) / Под ред. О. Н. Широкова – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.