Наталья Кузнецова
Спортивно-исторический досуг «Основание Москвы»
▼ Скачать + Заказать документы
«ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ - ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА ОПОСРЕДОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КУЗНЕЦОВА Наталья Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ детский сад № 11 Наро-Фоминского городского округа
В условиях перехода к работе по новым образовательным программам, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, перед нами встает необходимость отхода от традиционных форм обучения и поиска новых форм образовательной работы.
Публикация «Спортивно-исторический досуг „Основание Москвы“» размещена в разделах
- Москва. Сценарии развлечений и праздников
- Московская область, город Москва
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2018
Актуальными на сегодняшний день становятся формы работы, основанные на принципах опосредованного обучения. Одним из приоритетных направлений здесь является культурно-досуговая деятельность. Продуманная организация культурно-досуговой деятельности имеет большое значение в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и физическом развитии детей.
Тематический досуг - один из эффективных путей опосредованного обучения, так как:
• закрепляют навыки и умения, полученные в организованной образовательной деятельности,
• в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире.
• особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
Тематический досуг всегда строится на основных видах познавательной деятельности и использовании интеллектуально-развлекательного содержания.
Исходя из занятости детей, в дошкольных учреждениях используют три вида развлечений:
• дети являются только слушателями или зрителями,
• дети – непосредственные участники;
• участниками являются и взрослые, и дети.
Главной дидактической целью тематического досуга является актуализация знаний детей, развитие их познавательной и творческой активности, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность детей позволяет им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместные обсуждения, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально – познавательного общения и показывают его привлекательность.
Вся воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения строится на основе интеграции содержания образовательных областей. Этот принцип реализуется и в подготовке и проведении тематических досугов. Практика показывает, что такой подход является наиболее действенным и успешным. Вариативность интеграции может быть различной, в зависимости от целей тематического досуга, его направленности и творческого подхода педагогов, осуществляющих подготовку досуга. Ниже представлен разработанный мною сценарий спортивно-исторического досуга, в ходе которого дети получили и закрепили знания об основании Москвы и истории Московского кремля
СПОРТИВНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОСУГ «ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ»
в подготовительной к школе группе
Цели и задачи:
Создать атмосферу для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов детей и использования полученных знаний для проведения досуга.
Стимулировать интерес к истории страны; продолжать знакомство с историей Москвы, Красной площади.
Воспитывать уважение к своему народу, благодарность предкам, любовь к Родине.
Упражнять в выполнении основных видов движений : беге, лазании, прыжках, метании.
Развивать ловкость, силу, выносливость.
Воспитывать дружеское взаимодействие, поддержку и взаимовыручку
Материалы и оборудование:
- мультимедийная презентация с картинами А. Васнецова, иллюстрациями современной Москвы, зданий Кремля; - спортивное оборудование для проведения эстафет; - игровое оборудование: мечи, щиты, шлемы, копья; - русские народные сарафаны, кокошники.
ХОД:
(Дети входят в зал под русскую народную мелодию в спортивной форме, садятся на скамейку.)
Вед. - Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но сначала давайте вспомним, как называется наша страна? (Россия)
- Правильно, Россия. Россия – одна из самых больших стран в мире. Она велика и красива, удивительна ее природа, огромны ее богатства.
- А кто скажет, как называется главный город любой страны? (Столица)
- А как называется столица нашей Родины? (Москва)
- А какие места вы знаете в Москве, где бывали с родителями? (Дети называют и показывают на экране)
- Молодцы, я вижу, вы хорошо знаете Москву.
- Ребята, Москва не всегда была такой, какой мы привыкли ее видеть. Наша столица имеет многовековую историю. В следующем году Москве исполнится 870 лет. (Вы знаете, сколько лет составляют 1 век? 100 лет! Нашей столице почти 9 веков) Сейчас трудно представить, что когда-то на месте прекрасного города стояли дремучие леса, в которых водились дикие звери.
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит теперь наш Кремль,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь…
- И вот сейчас мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в далекие времена, когда Москва только возникала. Существует много легенд о возникновении Москвы. Вот одна из них… (Тихий музыкальный фон)
Жил на свете князь Юрий. (Князь – предводитель войска, правитель в Древней Руси.) И было у него княжество. Славилось его княжество городами - Ростовом, Суздалем, Владимиром. Князь много воевал. Завоеванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку и на ближнего и на дальнего соседа. За это прозвали его Долгоруким. Однажды он решил навестить родные места. Собрал князь Юрий свою дружину и отправился в путь.
(Дети надевают элементы костюмов. Берут мечи, щиты.
Под музыку дети выполняют несколько движений по кругу, сопровождающиеся словами ведущего)
Едут они через дремучие леса, через темные ельники, пробираются по топким болотам, в низины спускаются, по холмам поднимаются, кругом осматриваются.
Руков. физвоспитания - Труден путь, но воины князя выносливые, ловкие, сильные и смелые. Давайте, представим себя на их месте и покажем, что мы тоже сильные и ловкие, быстрые и умелые. Представим, что перед нами болота непроходимые, чащи лесные непролазные, и нужно преодолеть все препятствия.
(Эстафета с перелезанием, перешагиванием, перепрыгиванием)
Вед. - Отлично справились с заданием, как и дружина князя Юрия Долгорукого, молодцы! Давайте продолжим наше историческое путешествие.
Едет дружина по лесу, как вдруг видят… Между деревьями над лесной поляной облако стало превращаться в какого-то огромного неведомого зверя: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Храбрый князь не растерялся, поднял копье, замахнулся на зверя и … чудо произошло: зверь превратился в туман. Попросил князь мудреца объяснить, что это значит. Задумался мудрец и молвил: «Явление сего чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великому городу: град будет велик, ибо зверь огромен. Будет этот град главенствовать, ибо зверь многоголов». Князь с дружиной продолжили путь. Поднялась дружина на холм, и перед глазами их раскинулась река, по берегам луга заливные, поля да рощи зеленые. И велел тогда князь Юрий Долгорукий на этом прекрасном месте город построить и назвал его по имени реки – Москва. А для скорейшего обустройства города созвал самых лучших мастеров со всей Руси. Вот так появился на свет город Москва.
Вед. – Много раз приходилось Москве защищаться от разных врагов. Дружина князя всегда была готова вступить в бой за родную землю.
Руков. физвоспитания – А в мирное время воинам приходилось много тренироваться и оттачивать свое ратное мастерство. Они много упражнялись с боевыми копьями, мечами. Давайте и мы с вами покажем свое мастерство в соревновании с копьями.
(«Перетягивание палки-копья»)
Руков. физвоспитания - Воины княжеской дружины были меткими стрелками, могли с дальнего расстояния стрелой поразить любую цель. Наши ребята, тоже меткие «стрелки». Давайте убедимся в этом.
(Эстафета с метанием мешочка в цель)
Вед. – Любили дружинники князя в часы досуга потешится и со своими боевыми мечами. Сильна и бесстрашна была дружина князя!
(Упражнение-танец «Богатырская сила»)
Вед. – Ребята, а как называется главная площадь Москвы? Правильно, Красная. Красная – на древнерусском языке означает красивая: красное солнышко, красная горка, красная площадь, красная девица. Русь всегда славилась красотой своих женщин. Пока русские воины защищали родную землю от врагов, дома их ждали их верные жены, невесты – красные девицы.
(Хоровод «Красные девицы»)
Вед. – Ребята, сердцем Москвы, как и каждого княжеского города, всегда был Кремль. Это крепость, которая обычно размещалась в центре города и хорошо защищала от врагов. При набегах захватчиков в Кремль собирались жители со всех окрестностей и пережидали тяжелое время.
- Первый московский Кремль был деревянным. Он простоял 81 год. Много раз Кремль горел, когда на Русскую землю нападали враги.
(Показ на экране иллюстрации с картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите» и портрета Ивана Калиты)
- Князь Дмитрий Донской решил построить Кремль из камня. Меньше чем через год выросла вокруг Москвы грозная и неприступная крепость. Ни в одном городе княжества никто еще таких стен не строил. Белый камень, из которого строился Кремль, испытывали на прочность водой, огнем и молотом. Так стала Москва белокаменной.
Река светилась пламенем,
Пожар здесь бушевал,
Но город белокаменный
Из пламени вставал.
(Показ на экране иллюстрации с картины А. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском» и портрета Дмитрия Донского)
Руков. физвоспитания – Жителям древней Москвы стоило огромного труда построить белокаменный Кремль. Сейчас мы с вами тоже станем строителями Московского Кремля. Нужно перенести «тяжелые» каменные блоки для строительства Кремлевской башни.
(Эстафета «Перенеси блоки» (эл. напольного конструктора) с препятствиями)
Вед. – Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Вед. – Во времена княжения Ивана Ш Русь стала свободным государством, а Москва – столицей всей Руси. О ней говорили: «Москва – всем городам мать», «Москва, что гранит, никто Москву не победит» Иван Ш пригласил знаменитых строителей из Италии. Они-то и построили мощную крепость из красного кирпича. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль
Вот она! Давно ль из пепла?
А взгляните – какова!
Встала, выросла, окрепла
И по-прежнему жива!
И спокойный, величавый,
Бодрый сторож русской славы –
Кремль – и красен и велик….
(Показ на экране иллюстрации с картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване Ш, портрета Ивана Ш и иллюстраций современного Кремля)
- Всего у Кремля 20 башен. Как называется главная башня Кремля? (Спасская башня)
- Чем она знаменита? (На ней установлены главные часы страны – Кремлевские куранты)
- Сегодня Кремль – памятник строительного искусства и истории нашей страны. В Кремле сохранилось много очень красивых и старых зданий.
- Какие из зданий кремля вы знаете? Правильно, это царский дворец, церкви и соборы. Купола церквей и соборов – покрыты золотом. Поэтому Москву называют златоглавой.
(Большой кремлевский дворец, Успенский собор, Благовещенский собор, колокольня «Иван Великий»)
(Показ на экране иллюстраций зданий Кремля)
- Какие памятники на территории Кремля вы знаете? (Царь-пушка, Царь-колокол)
- Ребята, Москва – очень древний, величественный и героический город. Ему посвящено много славных поэтических строк. Давайте послушаем стихи, прославляющие нашу столицу. Эти стихи написал поэт Константин Аксаков почти 165 лет назад.
Ты знаменита – кто поспорит!
Ты древней славою полна,
Твое святое имя вторит
Вся необъятная страна.
И справедливо величают
Тебя по подвигам благим,
И всю Россию называют
Великим именем твоим.
- Ребята, кто еще прочтет стихи о Москве и о нашей Родине?
(Чтение 1-2 стихотворений)
- Ну вот, ребята, подошло к концу наше историческое путешествие. В завершении, чтобы вы всегда были сильными и здоровыми, мы дарим вам этот витаминный подарок! На прощание я хочу вам пожелать, чтобы вы гордились своей страной и нашей Москвой. Любите свою Родину. В мире есть много замечательных стран и городов, но для нас – россиян, нет страны лучше и дороже, чем Россия, и города – лучше, чем наша столица Москва.
(Композиция с перестроениями (с флажками) «Москва», муз. О. Газманова)