Ксения Снитко
Технология полного усвоения знаний
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что все ученики по-разному усваивают предлагаемый им материал, из-за чего оценки разбросаны. Основной задачей обучения становится внедрение технологии полного усвоения материала, обеспечивающей успешное обучение всех детей в классе.
В основе модели полной ассимиляции лежат идеи, выдвинутые американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. С. Блумом. Они основывались на нескольких предпосылках. Обычно разница в достижениях объясняется соответствующей разницей в способности к обучению. Но Дж. Кэрролл обратил внимание на то, что в традиционном образовательном процессе параметры условий обучения всегда едины, то есть одинаковое время обучения, способ подачи информации и т. д.
Публикация «Технология полного усвоения знаний» размещена в разделах
Единственным нефиксированным показателем является результат обучения, что характеризуется значительным разбросом. Дж. Кэрролл выступил с предложением сделать именно этот параметр фиксированным, тогда все остальные параметры обучения будут изменяемыми, чтобы подстраиваться под достижение каждым учеником заранее заданных результатов.
Дальнейшее развитие этот подход получил в своих работах Б. С. Блум. Он предполагал, что результаты обучения ребенка определяются его темпом обучения не в фиксированных средних условиях, а в условиях, оптимально подобранных именно для него. Блум изучал способности студентов в изучении различных предметов в условиях, когда время на изучение материала не ограничено. Он выделил следующие категории студентов : низкоспособные - примерно 5%, которые не могут достичь заданного уровня знаний и умений даже при достаточно длительной продолжительности обучения; талантливые – примерно 5%, которые часто могут делать то, с чем другие дети не справляются, поэтому могут учиться в высоком темпе; обычные студенты - 90%, способность которых усваивать знания и навыки определяется количеством затраченного на обучение времени.
Эти данные стали основанием для предположения, что при правильной организации обучения и особенно при снятии жестких ограничений по времени 95% студентов смогут полностью освоить все содержание обучения. При реализации этого подхода на практике Дж. Блок и Л. Андерсон разработали соответствующую общедидактическую систему обучения, основанную на модели полной ассимиляции. Отправной точкой в нем является общая установка, которую должен воспитать учитель: все учащиеся имеют возможность полностью усвоить материал, задача учителя правильно организовать учебный процесс, чтобы предоставить детям такую возможность. Также технология полной ассимиляции предполагает реорганизацию традиционной классной системы, которая обеспечивает всем учащимся одинаковое учебное время, содержание и условия работы, но на выходе имеет ряд неоднозначных результатов.
Технология полного усвоения устанавливает единый фиксированный уровень владения учащимися знаниями, умениями и навыками, но делает вариативными для каждого методы, время, форму и условия работы. Основным требованием при определении этого стандарта является его работоспособность и диагностичность. Иными словами, целеполагание должно быть доведено до уровня однозначного понимания преподавателем и учащимися планируемых показателей для полного усвоения образовательного содержания.
Для этого цели формулируются через конкретные действия и операции, которые студенты должны выполнить для подтверждения достижения норматива.
Целями познавательной деятельности являются: знание – обучающийся запоминает и воспроизводит конкретные учебные единицы, то есть термины, факты, понятия, принципы и процедуры; понимание – учащиеся преобразуют учебный материал из одной формы выражения в другую, интерпретируют и объясняют, кратко излагают, прогнозируют дальнейшее развитие событий и явлений; применение – учащиеся демонстрируют применение изученного материала в конкретных условиях и в новых ситуациях; анализ – учащиеся выделяют отдельные части целого, выявляют взаимосвязь между ними, осознавая принципы построения целого; синтез – учащиеся демонстрируют умение объединять элементы для получения нового целого, например, пишут творческие эссе, предлагают план эксперимента, решают задачи; оценка – учащиеся оценивают ценность учебного материала для конкретной рассматриваемой цели.
Подготовка учебного материала в соответствии с этой технологией состоит из выделения учебных единиц, фрагментов учебной информации, содержащих указание на планируемый период обучения (неделя, урок и т. п.). По каждому блоку освоения готовится контрольное задание по шкале «зачет-незачет». По всей теме определен норматив полного ее усвоения.
Ориентация учащихся направлена на обеспечение мотивации сотрудничества класса и учителя на основе договорных принципов и объяснения основных принципов данной модели обучения. Таким образом, оценка за освоение темы, раздела или всего курса выставляется после итогового тестирования на основании предъявленного студентам стандарта. Учащиеся, достигшие стандарта, получают оценку «отлично». Если все ученики будут помогать друг другу, то каждый из них получит отличный результат. Каждый студент получает необходимое количество помощи, объяснений и поддержки. В случае возникновения трудностей каждый студент имеет возможность выбрать альтернативные процедуры для их преодоления.
Деятельность учителя в рамках образовательного подразделения включает в себя следующие этапы: представить цели обучения; представить общий план тренировок; осуществлять процесс обучения, традиционно излагая новый материал; организовать текущий контроль; оценить текущие результаты и выявить учащихся, правильно или неправильно усвоивших учебный элемент; проводить коррекционную работу со студентами, не достигшими полного уровня освоения, организовать небольшие подгруппы взаимопомощи; повторно протестировать студентов, получивших помощь.
Аналогичным образом ведется работа по всем блокам освоения, которая завершается итоговым тестированием и оценкой усвоения каждым учеником материала в целом.