Пальмова Вера
Технология макетирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: эффективное проведение коррекционно-образовательного процесса на макетной основе.
Задачи:
1 Повышение профессионального мастерства коллег в результате передачи личного опыта по созданию универсальных макетов.
2 Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание современных условий для развития детей дошкольного возраста, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Публикация «Технология макетирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Наряду с традиционными методиками для развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития». Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие.
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
Развитие пространственного мышления ребенка.
Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
Развитие речетворческого воображения, логического мышления, памяти и внимания детей.
Повышение интереса к речевой и познавательной деятельности.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие общей и мелкой моторики.
Активизация лексического словаря.
Формирование творческих способностей.
Воспитание доброжелательности.
Умение работать в коллективе.
Требования к макетам :
они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного творчества
должны быть эстетически оформлены
Этапы работы по созданию макета :
Предварительный
(подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
Основной
(изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).
Правила создания макета :
Вы должны знать одно очень важное правило о построении макета–
НЕТ ПЛОХИХ ИДЕЙ!
Наполнение зависит от возраста детей, интересов и пристрастий, темы игр и занятий.
Дети не должны ограничиваться только периметром макета. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами его.
Дети раннего и среднего возраста должны играть макетом только под наблюдением взрослых (взрослый-партнер).
Дети старшего дошкольного возраста, могут проводить игры на макетной основе самостоятельно
Для создания макета понадобятся :
емкость: пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска и так далее;
наполнитель: всевозможные крупы, макароны, мука, соль, сахар, крахмал, кофе, чай, природный материал, водный, бумажный, текстиль и швейная фурнитура, вата, ватные диски, кусочки поролона, губка;
различные элементы: игрушки и предметы;
инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).
Макеты как средство познавательно-речевого развития детей
Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета они сравнивают, описывают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, что способствует развитию доказательной речи детей. Дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, расширяется словарь и выразительность речи.
С помощью макета в группе создаётся специальная игровая среда для закрепления знаний по лексическим темам, развитию грамматическому строю речи, звукопроизношению и связной речи. На протяжении недели, в течение которой мы проходим тему, дети многократно возвращаются к макету. Они добавляют в него что-то новое – свои игрушки, поделки; меняют композицию, местоположение объектов, объясняют причины нужных изменений, спорят, доказывают, задают вопросы, ищут ответы на них, делают выводы и умозаключения; продолжают его обыгрывать, тем самым закрепляя знания по теме, удерживая интерес к ней. Коллективный макет способствует развитию коммуникативных навыков. Анализ результатов работы показал, что дети, которые научились использовать в играх и в процессе обучения макеты, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.