Пальмова Вера
Технология макетирования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: эффективное проведение коррекционно-образовательного процесса на макетной основе.
Задачи:
1 Повышение профессионального мастерства коллег в результате передачи личного опыта по созданию универсальных макетов.
2 Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание современных условий для развития детей дошкольного возраста, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Темочки:
Наряду с традиционными методиками для развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития». Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие.
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
Развитие пространственного мышления ребенка.
Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
Развитие речетворческого воображения, логического мышления, памяти и внимания детей.
Повышение интереса к речевой и познавательной деятельности.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие общей и мелкой моторики.
Активизация лексического словаря.
Формирование творческих способностей.
Воспитание доброжелательности.
Умение работать в коллективе.
Требования к макетам :
они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного творчества
должны быть эстетически оформлены
Этапы работы по созданию макета :
Предварительный
(подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
Основной
(изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом).
Правила создания макета :
Вы должны знать одно очень важное правило о построении макета–
НЕТ ПЛОХИХ ИДЕЙ!
Наполнение зависит от возраста детей, интересов и пристрастий, темы игр и занятий.
Дети не должны ограничиваться только периметром макета. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами его.
Дети раннего и среднего возраста должны играть макетом только под наблюдением взрослых (взрослый-партнер).
Дети старшего дошкольного возраста, могут проводить игры на макетной основе самостоятельно
Для создания макета понадобятся :
емкость: пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска и так далее;
наполнитель: всевозможные крупы, макароны, мука, соль, сахар, крахмал, кофе, чай, природный материал, водный, бумажный, текстиль и швейная фурнитура, вата, ватные диски, кусочки поролона, губка;
различные элементы: игрушки и предметы;
инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).
Макеты как средство познавательно-речевого развития детей
Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета они сравнивают, описывают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, что способствует развитию доказательной речи детей. Дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, расширяется словарь и выразительность речи.
С помощью макета в группе создаётся специальная игровая среда для закрепления знаний по лексическим темам, развитию грамматическому строю речи, звукопроизношению и связной речи. На протяжении недели, в течение которой мы проходим тему, дети многократно возвращаются к макету. Они добавляют в него что-то новое – свои игрушки, поделки; меняют композицию, местоположение объектов, объясняют причины нужных изменений, спорят, доказывают, задают вопросы, ищут ответы на них, делают выводы и умозаключения; продолжают его обыгрывать, тем самым закрепляя знания по теме, удерживая интерес к ней. Коллективный макет способствует развитию коммуникативных навыков. Анализ результатов работы показал, что дети, которые научились использовать в играх и в процессе обучения макеты, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.