Людмила Остапенко
Технология интегрированного обучения на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология интегрированного обучения на уроках музыки»
Учитель музыки школы-лицея №1
Остапенко Людмила Георгиевна
В настоящее время изменились цели образования, новые подходы к содержанию предмета посредством не отдельных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельном подходе. Интеграция – это слияние в одном учебном материале знаний нескольких областей. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Темочки:
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Музыка в общеобразовательной школе – «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных занятий и форма мероприятий, она одухотворяющий компонент всей школьной деятельности». Представление о прекрасном у ребёнка формируется с раннего детства. Самый «эмоциональный» вид искусства – музыка. Если научить детей различать настроение в музыке, то они пополнят свои представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Словарь детей обогащается словами – образами, выражающими оттенки настроений. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием мышления, воображения, творческих способностей, а это в свою очередь влияет на общее развитие ребёнка и его личностное становление. Большую роль при этом играет целостность восприятия «мира». Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования. Так что же такое «интеграция»? Философский словарь даё т следующее определение: интеграция – это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей или элементов». Или можно привести ещё одну цитату: «интеграция в образовательной системе – это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определённой ступени обучения». Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:
1. Создание у школьника целостного представления о музыкальном мире. Здесь интеграция рассматривается как цель обучения. В результате: ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить как единое целое.
2. Нахождение общей платформы сближения предметных знаний. Здесь интеграция выступает как средство обучения. На имеющиеся предметные знания дети получают всё новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя и расширяя их. Двигаясь в познании по спирали.
3. Развитие у учеников музыкального интегративного мышления. Здесь интеграция – результат обучения. Ученик, сравнивая, делая логические выводы, мыслит разносторонне, устанавливает связи между различными понятиями.
Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях.
Первый уровень: это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учеников, а расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например: это интеграция между теорией и историей музыки, которые объединены познанием музыкального языка.
Второй уровень интеграции : межпредметная. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определённой стержневой темы. Учитель, решивший провести интегрированный урок, должен учитывать, что интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов. Поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д. Структура интегрированных уроков отличается от традиционных следующими особенностями:
- чёткостью и компактностью учебного материала;
- логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе;
Примеры из практики, приведённые в видео фрагментах, показывают интеграцию на уроках музыки. На каждом уроке, в каждом классе присутствует языковая интеграция (казахский и английский язык).
Так в первом фрагменте - «Приветствие» на трёх языках. Ученики 1х классов показывая ручные знаки нот «соль» и «ми», исполняют приветствие.
Каждый урок предусматривает знакомство с ключевым словом урока на трёх языках. Здесь, во втором видео фрагменте, ученики повторяют слово «Дружба» на трёх языках. С большим интересом дети исполняют песню «С днем рождения» на английском языке. Они часто её слышат, знают слова и мелодию. Исполняя её, у ребят поднимается настроение, исполнительская активность.
Следующий пример из урока 1 класса по теме «Азбука музыки» 6 урок 1 четверти. Ученики определяют гласные и согласные звуки. Пропевают гласные и делают вывод, что согласные звуки пропеть невозможно. Тем самым прослеживается интеграция музыки с букварём и развитием речи.
Второклассники, слушая музыкальные произведения, определяют характер, настроение музыки используя эмоциональный словарь на странице 90, развивают словарный запас, скорость чтения.
Игра необходима для смены видов деятельности, расслабления, перехода к следующему этапу урока. Так, ученики, слушая пьесу Д. Кабалевского «Зайчик дразнит медвежонка» показывают ручками персонажей: девочки – зайчика, мальчики – медвежонка. В игровой форме закрепляем высокие и низкие звуки, долгие и короткие. Развиваем музыкальный слух, ритм, память, мышление.
Связь с историей нашей страны, её выдающимися кюйши, их музыкальным наследием системно прослеживается на всех параллелях. (видео №8 и №9) Знакомство с кюем Ыхласа «Медная сайга» позволяет вспомнить о «красной книге». Прослеживается интеграция с географией, историей, знанием музыкальных инструментов и музыкальной терминологией, развитием речи.
Музыкальное наследие Моцарта (№10) в 3х классах не только историю, географию, познание мира объединяет в этой теме, но и математику. Ученики проявляют интерес и высчитывают годы жизни композитора, сколько лет назад он родился. (№11) Эта же связь прослеживается в следующих видео фрагментах. Здесь ученики еще узнают много нового о кино. Знакомятся с Байкадамовым и Дунаевским. Песнями и кино 20 века.
(№12) в 3х классах, получая информацию о выдающихся личностях, в частности узнаём об Альберте Эйнштейне, который уделял большое внимание музыке и своему музыкальному обучению. Запомнились ребятам высказывания Эйнштейна о музыке.
В результате: ученики пополняют словарный запас, развивают культуру слушания музыки, анализируют и делают выводы. А самый главный фактор - повышается мотивация к обучению на уроках музыки.
(ИДЁТ ФИДЕО РЯД фрагментов из уроков)