Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Технологии раннего вмешательства по развитию детей с ОВЗ»

Татьяна Цыбулько
Консультация для педагогов «Технологии раннего вмешательства по развитию детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из наиболее важных течений современной специальной педагогики и психологии как в России, так и за рубежом является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.

Что значит «раннее вмешательство»?

Раннее вмешательство – система различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей.

Терапия, коррекция развития ребенка занимает много времени и проходит интенсивно. За минувшие десятилетия в Российской Федерации стремительно увеличилось количество детей, которым остро необходима комплексная поддержка физического, соматического и психического здоровья. По всей видимости, в сфере здравоохранения и образования предметом внимания является ранняя комплексная реабилитация и раннее сопровождение детей с ОВЗ, которая на сегодняшний день становится чрезвычайно актуальной. Специалистами обнаружено, что возраст от рождения до 3х лет включительно является этапом стремительного и интенсивного начального развития качеств и свойств личности. В связи с этим целесообразно заняться развитием ребенка с 7 первых лет жизни. Было установлено, что психолого - педагогическое сопровождение делается важным элементом образовательной системы, которая позволяет создавать условия для успешного развития детей с ОВЗ, начиная с ранних этапов развития. Система ранней помощи препятствует возникновению вторичных нарушений в развитии, и позволяет наиболее эффективно использовать сенситивные периоды развития высших психических функций, благодаря предельно широкому охвату детей с нарушениями в развитии на ранних стадиях онтогенеза. Максимально раннее начало комплексного психолого - педагогического сопровождения семьи, которая воспитывает ребенка с особыми образовательными потребностями, является залогом оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шагом к совершенствованию защиты прав ребенка и прав инвалидов, а также качественному утверждению их положения в обществе. Так, современная модель ранней помощи в Швеции ориентирована на концептуальную модель, которая имеет название «Модель системного развития». Тем не менее, не все базовые принципы этой модели в одинаковой степени выполнены и представлены в системе ранней помощи Швеции. В реальной практике имеется только тенденция к многоаспектности, упор ставится на ребенка, в особенности - на сопоставлении его с возрастными нормами развития. Большая часть диагностических и коррекционных мер сконцентрированы на ребенке, минимум внимания отводится взаимодействию со взрослыми и сверстниками, оценке среды и семьи. Данное развитие сопровождается пересмотром целой системы ранней помощи, в том числе исследование стандартов качества, которые призваны гарантировать доступность, прозрачность оказания услуг, содействие родителей в абсолютно всех действиях жизненного цикла их оказания/получения, рефлексивность всех специалистов команды. В данном контексте наибольшую значимость обретают воздействия на факторы окружающего мира ребенка, включая как дополнительные продукты и технологии, так и социальные факторы в прямом или удаленном окружении ребенка, всю систему общественных служб, которые были задействованы в региональной системе ранней помощи. Теперь, ребенок более не рассматривается как носитель какого-либо нарушения, а воспринимается как личность со своими способностями и ограничениями, которая нуждается в адекватной поддержке для увеличения возможностей его функционирования.

Содержание и формы работы детей с ОВЗ

направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья логопеды и психологи стремятся использовать технологию обеспечения социально- психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома. Таким образом, реабилитация детей с ОВЗ представляет собой систему и процесс восстановления способностей ребенка к самостоятельной общественной и семейно - бытовой деятельности. Реабилитация больного ребенка - сложный процесс, включающий коррекционно-восстановительное лечение, выявление и развитие задатков, способностей, профессиональную ориентацию, общее и профессиональное обучение. В отдельности каждый из этих аспектов не позволяет достичь желаемого результата. Эффективный результат может быть получен только при условии взаимосвязи и согласованности действий медицинских и социальных работников, психологов, педагогов и других специалистов. Впервые весь комплекс качественных физиологический и психических особенностей раннего детства, требующих создания специальных условий для жизни и воспитания детей этого возраста, был сформулирован Н. М. Аксариной. Она установила, что период раннего детства имеет ряд психофизических особенностей, которые служат в дальнейшем фундаментом для приобретения любых компетенций.

Данные особенности заключаются в следующем:

1. Основной особенностью раннего периода детства является наиболее интенсивный темп развития. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения длины и массы тела, развития всех функций мозга. В это время активно развиваются и совершенствуются все функции организма: моторика, сенсорика, речь. К трем годам ребенок овладевает всеми основными движениями и дифференцированными движениями пальцев рук. Он приобретает много знаний и представлений об окружающем мире, ориентируется в цвете, форме и величине предметов. На протяжении трех лет у ребенка развиваются все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания.

2. Характерной особенностью раннего возраста является высокая пластичность всего организма (и в первую очередь высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.

3. Ребенок овладевает большими потенциальными, компенсаторными возможностями развития. Путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития ребенка и более раннего формирования той или иной функции. Применяя различные специальные меры, можно добиться значительно более высокого уровня развития той или иной линии воспитания и обучения. Н. М. Аксарина подчеркивает, что "задача воспитания - полнее использовать богатые природные возможности ребенка и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста.

Технология раннего вмешательства и сопровождения включает в себя: • первичное выявление детей раннего возраста с отставанием или риском его возникновения в когнитивном, двигательном, коммуникативном и социально – эмоциональном развитии по методикам оценки уровня развития детей заключающимся в наблюдений родителей за поведением ребенка со статистически обработанными и стандартизированными характеристиками большой выборки нормально развивающихся детей; • клинически объективный осмотр ребенка, скрининг зрения и слуха; • обсуждение полученной информации специалистами междисциплинарной команды, выбор стратегии вмешательства, определение индивидуального плана вмешательства; • психологическая и информационная поддержка семьи (консультирование родителей по вопросам, связанным по индивидуальным особенностям ребенка и условия его оптимального развития, обучение родителей специальным приемам занятий с ребенком в домашних условиях.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста по технологии «Дары Фрёбеля» (первый дар)» Игровой набор для раннего развития по технологии Фридриха Фрёбеля Фридрих Фрёбель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО ВОЗРАСТА. НАША ТЕМА : РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Технологии раннего вмешательства по развитию детей с ОВЗ»
Опубликовано: 19 января 2025 в 10:36
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Технологии раннего вмешательства по развитию детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цыбулько (УИ 526573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД