Татьяна Цыбулько
Консультация для педагогов «Технологии раннего вмешательства по развитию детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее важных течений современной специальной педагогики и психологии как в России, так и за рубежом является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.
Что значит «раннее вмешательство»?
Раннее вмешательство – система различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей.
Терапия, коррекция развития ребенка занимает много времени и проходит интенсивно. За минувшие десятилетия в Российской Федерации стремительно увеличилось количество детей, которым остро необходима комплексная поддержка физического, соматического и психического здоровья. По всей видимости, в сфере здравоохранения и образования предметом внимания является ранняя комплексная реабилитация и раннее сопровождение детей с ОВЗ, которая на сегодняшний день становится чрезвычайно актуальной. Специалистами обнаружено, что возраст от рождения до 3х лет включительно является этапом стремительного и интенсивного начального развития качеств и свойств личности. В связи с этим целесообразно заняться развитием ребенка с 7 первых лет жизни. Было установлено, что психолого - педагогическое сопровождение делается важным элементом образовательной системы, которая позволяет создавать условия для успешного развития детей с ОВЗ, начиная с ранних этапов развития. Система ранней помощи препятствует возникновению вторичных нарушений в развитии, и позволяет наиболее эффективно использовать сенситивные периоды развития высших психических функций, благодаря предельно широкому охвату детей с нарушениями в развитии на ранних стадиях онтогенеза. Максимально раннее начало комплексного психолого - педагогического сопровождения семьи, которая воспитывает ребенка с особыми образовательными потребностями, является залогом оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шагом к совершенствованию защиты прав ребенка и прав инвалидов, а также качественному утверждению их положения в обществе. Так, современная модель ранней помощи в Швеции ориентирована на концептуальную модель, которая имеет название «Модель системного развития». Тем не менее, не все базовые принципы этой модели в одинаковой степени выполнены и представлены в системе ранней помощи Швеции. В реальной практике имеется только тенденция к многоаспектности, упор ставится на ребенка, в особенности - на сопоставлении его с возрастными нормами развития. Большая часть диагностических и коррекционных мер сконцентрированы на ребенке, минимум внимания отводится взаимодействию со взрослыми и сверстниками, оценке среды и семьи. Данное развитие сопровождается пересмотром целой системы ранней помощи, в том числе исследование стандартов качества, которые призваны гарантировать доступность, прозрачность оказания услуг, содействие родителей в абсолютно всех действиях жизненного цикла их оказания/получения, рефлексивность всех специалистов команды. В данном контексте наибольшую значимость обретают воздействия на факторы окружающего мира ребенка, включая как дополнительные продукты и технологии, так и социальные факторы в прямом или удаленном окружении ребенка, всю систему общественных служб, которые были задействованы в региональной системе ранней помощи. Теперь, ребенок более не рассматривается как носитель какого-либо нарушения, а воспринимается как личность со своими способностями и ограничениями, которая нуждается в адекватной поддержке для увеличения возможностей его функционирования.
Содержание и формы работы детей с ОВЗ
направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья логопеды и психологи стремятся использовать технологию обеспечения социально- психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома. Таким образом, реабилитация детей с ОВЗ представляет собой систему и процесс восстановления способностей ребенка к самостоятельной общественной и семейно - бытовой деятельности. Реабилитация больного ребенка - сложный процесс, включающий коррекционно-восстановительное лечение, выявление и развитие задатков, способностей, профессиональную ориентацию, общее и профессиональное обучение. В отдельности каждый из этих аспектов не позволяет достичь желаемого результата. Эффективный результат может быть получен только при условии взаимосвязи и согласованности действий медицинских и социальных работников, психологов, педагогов и других специалистов. Впервые весь комплекс качественных физиологический и психических особенностей раннего детства, требующих создания специальных условий для жизни и воспитания детей этого возраста, был сформулирован Н. М. Аксариной. Она установила, что период раннего детства имеет ряд психофизических особенностей, которые служат в дальнейшем фундаментом для приобретения любых компетенций.
Данные особенности заключаются в следующем:
1. Основной особенностью раннего периода детства является наиболее интенсивный темп развития. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения длины и массы тела, развития всех функций мозга. В это время активно развиваются и совершенствуются все функции организма: моторика, сенсорика, речь. К трем годам ребенок овладевает всеми основными движениями и дифференцированными движениями пальцев рук. Он приобретает много знаний и представлений об окружающем мире, ориентируется в цвете, форме и величине предметов. На протяжении трех лет у ребенка развиваются все функции речи, а с ней и мышление. Речь становится средством общения с окружающими и средством познания.
2. Характерной особенностью раннего возраста является высокая пластичность всего организма (и в первую очередь высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.
3. Ребенок овладевает большими потенциальными, компенсаторными возможностями развития. Путем специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития ребенка и более раннего формирования той или иной функции. Применяя различные специальные меры, можно добиться значительно более высокого уровня развития той или иной линии воспитания и обучения. Н. М. Аксарина подчеркивает, что "задача воспитания - полнее использовать богатые природные возможности ребенка и правильно отобрать наиболее существенное, значимое для данного возраста.
Технология раннего вмешательства и сопровождения включает в себя: • первичное выявление детей раннего возраста с отставанием или риском его возникновения в когнитивном, двигательном, коммуникативном и социально – эмоциональном развитии по методикам оценки уровня развития детей заключающимся в наблюдений родителей за поведением ребенка со статистически обработанными и стандартизированными характеристиками большой выборки нормально развивающихся детей; • клинически объективный осмотр ребенка, скрининг зрения и слуха; • обсуждение полученной информации специалистами междисциплинарной команды, выбор стратегии вмешательства, определение индивидуального плана вмешательства; • психологическая и информационная поддержка семьи (консультирование родителей по вопросам, связанным по индивидуальным особенностям ребенка и условия его оптимального развития, обучение родителей специальным приемам занятий с ребенком в домашних условиях.