Получи документы

Технологии познавательного развития младших дошкольников

Людмила Хижняк
Технологии познавательного развития младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании» является одной из социально значимых задач современного общества.

Публикация «Технологии познавательного развития младших дошкольников» размещена в разделах

Младший возраст— фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка. Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Для лучшего и качественного накопления представлений об окружающем мире, необходимо использовать новые образовательные технологии. Новые образовательные технологии — это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Поиск новых форм и приемов обучения привёл к внедрению технологий ОТСМ – РТВ –ТРИЗ. В соответствии с данной технологией процесс познания объектов органами чувств дошкольника сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.

Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением.

Основные этапы ознакомления с именами признаков

1 этап.

Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».

2 этап.

Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.

3 этап.

На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.

4 этап.

Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.

У подрастающего человека в возрасте 2-3 лет формируются первые мыслительные операции обобщения и абстрагирования.

С восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается процесс познания. Познание мира подрастающего человека в основном идет путем определения некоторых признаков объектов с помощью анализаторов.

Дети усваивают сенсорные эталоны, которые позволяют малышу пользоваться ими как ориентирами в процессах восприятия и познания окружающих объектов.

Итак, базовой моделью ознакомления с сенсорными эталонами принимаем модель «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Обучение по данной модели проходит в игровой форме еженедельно индивидуально и с малыми подгруппами детей в повседневной учебной ситуации. В разговорной речи с детьми мы часто используем слова «объект», «признак», «имя признака», «значок». Игровые тренинги с детьми проводятся по 14 признакам: температура, влажность, размер, запах, вкус, форма, части, действие, рельеф, цвет, место, звук, вкус. Я знакомлю детей с игровым пособием «Аквариум с рыбками». Рыбки – это схемы имен признаков. Я знакомлю детей с одним признаком в течение двух недель. Сначала с детьми провожу игровые упражнения по поиску признака в ближайшем окружении. Например: при ознакомлении с признаком «влажности» дети в течение определенного времени ощупывают руками разные предметы в ближайшем окружении и ищут объекты мокрые, сухие, влажные и т. д. При этом я постоянно проговариваю с детьми несколько раз данное имя признака. Например: «Ребята, какая по влажности матрешка». Через несколько дней я показываю схематическое изображение данного имени признака. От имени этого значка задаю вопрос. Например: «Этот значок спрашивает нас, какой объект по влажности?» В течение длительного времени (7 – 10 дней) я обращаю внимание детей на значок имени признака и от его имени задаю вопрос к объекту. Дети ищут значение данного признака в окружении.

Таким образом происходит знакомство со всеми признаками в течение учебного года. Постепенно дети самостоятельно открывают схему какого-либо имени признака, начинают искать значения этого признака в ближайшем окружении.

Игры и упражнения с именами признаков способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности. Мною разработано дидактическое пособие «Умное кафе», которое мы используем в образовательной и игровой деятельности.

Цель: закрепить знания детей об именах признаков и их значениях

Игровое действие: ребёнок берет знак имени признака, находит данный значок имени признака на мешочке, достаёт игру из мешочка.

Ход:

Например: значок имени признака количество.

Воспитатель: найди такой же значок на мешочке

Ребё нок: находит, называет, показывает.

Воспитатель: достаёт игру, показывает карточки, спрашивает, что это за объект?

Ребёнок называет - машина.

Воспитатель: о чем спрашивает этот значок машины?

Ребё нок: сколько машин по количеству.

Воспитатель показывает другую карточку.

Ребёнок отвечает.

В процессе планомерной и систематической работы с детьми 2-3 лет, дети в игровой форме учатся считывать схемы имен признаков, закрепляют название имени признака, что стимулирует их умственную активность.

Параллельно с изучением признаков, формирую у детей умение задавать вопросы с использованием вопросных слов. К четырём годам дети способны задавать 4 типа вопросов. Каждый тип вопроса имеет свое обозначение (схему) :

восполняющий вопрос (Когда? Какие? Куда? Какой)

описательный вопрос (Что? Где? Как? Кто)

почемучкин вопрос (Почему? Отчего? Зачем)

оценочный вопрос (Что правильнее? Что хорошо – плохо)

Следующие типы вопросов ребята освоят до 5, 5 лет:

уточняющий вопрос (Верно ли что? Должен ли что? Правда ли что)

субъективный вопрос (Что я думаю об это? Что я знаю об этом? Что герой думает сам о себе)

воображаемый вопрос (Что было бы если? Что случилось бы? Что могло быть)

Использую в работе с детьми младшего возраста алгоритм формулировки вопросов. Сделала карточку «Задаем вопросы» на картоне (высота 5-7см, ширина 20-25см) по схеме:

Место для значка вопроса «Какой?

Какие?»

Место для картинки с изображением любого объекта

Значок любого признака

?

1. Предлагаю детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса «какой, какие», проговорить этот вопрос. Выбираю любую картинку ставлю на место для картинок, выбираю значок признака- влажность или температуру. Например: какое мороженое по температуре? Какая лужа по влажности?

2. В свободное время тренирую детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак. И самостоятельно «читать» вопрос.

3. Побуждаю детей менять местами карточки и «читать» вопрос по разному, например, «какая лужа по влажности?» или «лужа по влажности какая?» или «по влажности какая лужа?» это способствует воспитанию правильной и чистой речи у детей.

4. По мере освоения имен признаков ввожу значки признаков на карточку формулировки вопросов.

Постепенно знакомлю дошкольников с алгоритмом установления причинно-следственных связей. Для этого использую карточку «Причина - следствие». Карточка имеет размер: (высота 5-7см, ширина 20-25см) по схеме:

Место для картинки первого объекта (явления) и значка имени признака

ПРИЧИНА Поэтому

Потому что

Место для картинки второго объекта (явления) и значка имени признака

СЛЕДСТВИЕ

Алгоритм работы

1. Предлагаю детям посмотреть на карточку: «Причина - следствие». На глазах у детей ставлю первый объект ( например: картинку «солнца») и признак «температура». Фиксирую варианты фраз: «Выглянуло теплое солнце…» или «Засветило горячее солнце» или «Солнце припекло…» ПОЭТОМУ

2. Обсуждаю с детьми, что может последовать за этой причиной. Принимаю любые ответы детей из их практического опыта.

3. Останавливаюсь на фразах связанных с изменением признака «влажность». Например «Высохло мокрое белье» или «Лужа стала высыхать» или «Песок высох». Побуждаю детей самостоятельно ставить картинку объекта (песок, белье, лужа) и имя признака «влажность». Закрепляю фразу «Солнце припекло (причина) ПОЭТОМУ песок высох (следствие)».

4. Побуждаю самостоятельно делать обобщение: «причина такая-то поэтому произошло следствие». Затем по следствию обозначать причину: следствие такое то потому что была такая –то причина («Белье высохло потому что солнце припекло»).

5. По мере освоения имен признаков устанавливаю причинно – следственные связи между объектами и учу искать признаки, которые взаимодействуют между собой.

В ходе использования технологии ОТСМ-ТРИЗ мои дети учатся думать и находить свои решения в различных ситуациях.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия»Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия» Муниципальное образовательное учреждение «СОШ с. Берёзовка» структурное подразделение Конспект НОД познавательного развития для старших.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 3Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 3 Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию еще одну серию нестандартных дидактических пособий для развития сенсомоторики.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии познавательного развития младших дошкольников
Опубликовано: 27 сентября 2023 в 18:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии познавательного развития младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Хижняк (УИ 423606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД