Людмила Хижняк
Технологии познавательного развития младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании» является одной из социально значимых задач современного общества.
Публикация «Технологии познавательного развития младших дошкольников» размещена в разделах
Младший возраст— фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка. Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для лучшего и качественного накопления представлений об окружающем мире, необходимо использовать новые образовательные технологии. Новые образовательные технологии — это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями. Поиск новых форм и приемов обучения привёл к внедрению технологий ОТСМ – РТВ –ТРИЗ. В соответствии с данной технологией процесс познания объектов органами чувств дошкольника сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.
Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением.
Основные этапы ознакомления с именами признаков
1 этап.
Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».
2 этап.
Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.
3 этап.
На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.
4 этап.
Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.
У подрастающего человека в возрасте 2-3 лет формируются первые мыслительные операции обобщения и абстрагирования.
С восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается процесс познания. Познание мира подрастающего человека в основном идет путем определения некоторых признаков объектов с помощью анализаторов.
Дети усваивают сенсорные эталоны, которые позволяют малышу пользоваться ими как ориентирами в процессах восприятия и познания окружающих объектов.
Итак, базовой моделью ознакомления с сенсорными эталонами принимаем модель «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Обучение по данной модели проходит в игровой форме еженедельно индивидуально и с малыми подгруппами детей в повседневной учебной ситуации. В разговорной речи с детьми мы часто используем слова «объект», «признак», «имя признака», «значок». Игровые тренинги с детьми проводятся по 14 признакам: температура, влажность, размер, запах, вкус, форма, части, действие, рельеф, цвет, место, звук, вкус. Я знакомлю детей с игровым пособием «Аквариум с рыбками». Рыбки – это схемы имен признаков. Я знакомлю детей с одним признаком в течение двух недель. Сначала с детьми провожу игровые упражнения по поиску признака в ближайшем окружении. Например: при ознакомлении с признаком «влажности» дети в течение определенного времени ощупывают руками разные предметы в ближайшем окружении и ищут объекты мокрые, сухие, влажные и т. д. При этом я постоянно проговариваю с детьми несколько раз данное имя признака. Например: «Ребята, какая по влажности матрешка». Через несколько дней я показываю схематическое изображение данного имени признака. От имени этого значка задаю вопрос. Например: «Этот значок спрашивает нас, какой объект по влажности?» В течение длительного времени (7 – 10 дней) я обращаю внимание детей на значок имени признака и от его имени задаю вопрос к объекту. Дети ищут значение данного признака в окружении.
Таким образом происходит знакомство со всеми признаками в течение учебного года. Постепенно дети самостоятельно открывают схему какого-либо имени признака, начинают искать значения этого признака в ближайшем окружении.
Игры и упражнения с именами признаков способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности. Мною разработано дидактическое пособие «Умное кафе», которое мы используем в образовательной и игровой деятельности.
Цель: закрепить знания детей об именах признаков и их значениях
Игровое действие: ребёнок берет знак имени признака, находит данный значок имени признака на мешочке, достаёт игру из мешочка.
Ход:
Например: значок имени признака количество.
Воспитатель: найди такой же значок на мешочке
Ребё нок: находит, называет, показывает.
Воспитатель: достаёт игру, показывает карточки, спрашивает, что это за объект?
Ребёнок называет - машина.
Воспитатель: о чем спрашивает этот значок машины?
Ребё нок: сколько машин по количеству.
Воспитатель показывает другую карточку.
Ребёнок отвечает.
В процессе планомерной и систематической работы с детьми 2-3 лет, дети в игровой форме учатся считывать схемы имен признаков, закрепляют название имени признака, что стимулирует их умственную активность.
Параллельно с изучением признаков, формирую у детей умение задавать вопросы с использованием вопросных слов. К четырём годам дети способны задавать 4 типа вопросов. Каждый тип вопроса имеет свое обозначение (схему) :
восполняющий вопрос (Когда? Какие? Куда? Какой)
описательный вопрос (Что? Где? Как? Кто)
почемучкин вопрос (Почему? Отчего? Зачем)
оценочный вопрос (Что правильнее? Что хорошо – плохо)
Следующие типы вопросов ребята освоят до 5, 5 лет:
уточняющий вопрос (Верно ли что? Должен ли что? Правда ли что)
субъективный вопрос (Что я думаю об это? Что я знаю об этом? Что герой думает сам о себе)
воображаемый вопрос (Что было бы если? Что случилось бы? Что могло быть)
Использую в работе с детьми младшего возраста алгоритм формулировки вопросов. Сделала карточку «Задаем вопросы» на картоне (высота 5-7см, ширина 20-25см) по схеме:
Место для значка вопроса «Какой?
Какие?»
Место для картинки с изображением любого объекта
Значок любого признака
?
1. Предлагаю детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса «какой, какие», проговорить этот вопрос. Выбираю любую картинку ставлю на место для картинок, выбираю значок признака- влажность или температуру. Например: какое мороженое по температуре? Какая лужа по влажности?
2. В свободное время тренирую детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак. И самостоятельно «читать» вопрос.
3. Побуждаю детей менять местами карточки и «читать» вопрос по разному, например, «какая лужа по влажности?» или «лужа по влажности какая?» или «по влажности какая лужа?» это способствует воспитанию правильной и чистой речи у детей.
4. По мере освоения имен признаков ввожу значки признаков на карточку формулировки вопросов.
Постепенно знакомлю дошкольников с алгоритмом установления причинно-следственных связей. Для этого использую карточку «Причина - следствие». Карточка имеет размер: (высота 5-7см, ширина 20-25см) по схеме:
Место для картинки первого объекта (явления) и значка имени признака
ПРИЧИНА Поэтому
Потому что
Место для картинки второго объекта (явления) и значка имени признака
СЛЕДСТВИЕ
Алгоритм работы
1. Предлагаю детям посмотреть на карточку: «Причина - следствие». На глазах у детей ставлю первый объект ( например: картинку «солнца») и признак «температура». Фиксирую варианты фраз: «Выглянуло теплое солнце…» или «Засветило горячее солнце» или «Солнце припекло…» ПОЭТОМУ
2. Обсуждаю с детьми, что может последовать за этой причиной. Принимаю любые ответы детей из их практического опыта.
3. Останавливаюсь на фразах связанных с изменением признака «влажность». Например «Высохло мокрое белье» или «Лужа стала высыхать» или «Песок высох». Побуждаю детей самостоятельно ставить картинку объекта (песок, белье, лужа) и имя признака «влажность». Закрепляю фразу «Солнце припекло (причина) ПОЭТОМУ песок высох (следствие)».
4. Побуждаю самостоятельно делать обобщение: «причина такая-то поэтому произошло следствие». Затем по следствию обозначать причину: следствие такое то потому что была такая –то причина («Белье высохло потому что солнце припекло»).
5. По мере освоения имен признаков устанавливаю причинно – следственные связи между объектами и учу искать признаки, которые взаимодействуют между собой.
В ходе использования технологии ОТСМ-ТРИЗ мои дети учатся думать и находить свои решения в различных ситуациях.