Лучший педагог года

«Театральная деятельность, как средство в подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков»

Галина Ивановна Гончарова
«Театральная деятельность, как средство в подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

Транслирование педагогического опыта

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 7 Опыт работы по теме: "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО В ПОДГОТОВКЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА К ПОСТАНОВКЕ НАРУШЕННЫХ ЗВУКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУКОЛЬНЫХ ГЕРОЕВ и ИКТ. "

подготовил : учитель – логопед Гончарова Г. И.

ст. Новодеревянковская 2017

Публикация «„Театральная деятельность, как средство в подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков“» размещена в разделах

Информация об опыте работы. В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии с использованием театральной деятельности, так как для дошкольника ведущий и наиболее приятный вид деятельности - игра. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры. В литературе по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г. В. Косова, Р. Г. Лазарева, С. А. Миронова, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Е. Филичева и др.). Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов театральных персонажей на разных этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения. В связи с этим нами была определена тема работы

" ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО В ПОДГОТОВКЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА К ПОСТАНОВКЕ НАРУШЕННЫХ ЗВУКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУКОЛЬНЫХ ГЕРОЕВ и ИКТ. "

Актуальность опыта работы: эту проблему считаю актуальной, так, как всем известно, что освоение устной речи ребенком происходит в течении дошкольного периода. Формирование произносительной стороны осуществляется при тесном взаимодействии процессов развития артикуляторной базы языка (языковой системы средств произнесения фонетических единиц) и перцептивной базы языка (языковой системы средств восприятия фонетических единиц (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин,М. Е. Хватцев, Л. Г. Парамонова и др.)У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени артикуляционная недостаточность, а также отклонения в развитии просодических компонентов речи. В связи с этим в системе по их обучению и развитию предусматриваются коррекционно-развивающие мероприятия в данном направлении. В исследованиях, посвященных состоянию речи при стертой форме дизартрии, отмечаются нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства (О. А. Токарева, Р. И. Мартынова, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская и др.)Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии, которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. По мнению многих авторов (О. А. Токаревпа,Е. Ф. Соботович,А. Ф. Чернопольская,Г. В. Гуровец,С. И. Маевская и др. ,нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются и в искажениях, и в смешениях, и в заменах, и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам : щелевые-взрывными, звонкие-глухими, шипящие-свистящими, твердые-мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы. На основе проведенного обследования большого количества детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и речевое развитие. Особо в многократном закреплении артикуляционных поз нуждаются логопаты дизартрией. Чтобы добиться устойчивых умений в выполнении артикуляционных упражнений необходимо ввести в коррекционный процесс игровые технологии с использованием театральной деятельности. Кроме специальных упражнений провести длительную работу по формированию просодической стороны речи. Новизна опыта работы заключается в том, что: нами разработано и апробировано на практике методическое пособие 1 часть-/подготовка артикуляционного аппарата к постановке свистящих, шипящих, сонорных., аффрикат и других звуков с использованием театральной деятельности и ИКТ. ,2 часть- пропедефтика речевых нарушений у дошкольников младших групп с использованием театральной деятельности с участием логопатов старших групп/ на этапе подготовки артикуляционного аппарата к появлению звуков позднего онтогенеза. Представленная в опыте НОД с использованием театра позволяет в процессе наблюдения и совместной деятельности с логопатом учителю-логопеду обращать внимание на следующее:1. Желание слушать героев театра и вместе с ними проявлять активность и инициативность.

2. Отношение к своему нарушению речи, которое необходимо исправить. 3. Развитие волевых качеств/умение довести заданное артикуляционное упражнение вместе с героем и без него до конца. /. 4. Способность отметить динамику в четкости и правильности выполнения артикуляционных поз вместе с героями театра. Новизна опыта заключается, в том, что опыт работы позволил в ходе коррекционно-образовательной деятельности решить выше перечисленные задачи, и сделать произносительную сторону речи логопатов со стертой формой дизартрии разборчивой и понятной, артикуляционную моторику более совершенной. Технология опыта работы.

Главная цель работы преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств с помощью театральной деятельности. В соответствии с целью работы нами определена гипотеза: формирование артикуляционной моторики,развитие дыхательной,голосовой функций и просодических компонентов эффективно в процессе театральной деятельности, так как происходит развитие статики, динамической координации артикуляционных движений в процессе и выполнения последовательно организованных движений. Эффективность данной работы будет: если охвачены все сферы жизни ребенка в ДОУ: КРД, индивидуальная работа, развлечения и праздники; разработаны и реализованы на практике авторские сказки с использованием театральной деятельности; при условии совместного взаимодействия учителя-логопеда, педагогов и семьи. Приоритетными задачами работы можно назвать следующие:

1. Изучить у логопатов сформированность артикуляционной моторики, произносительной стороны речи с использованием иллюстративной, авторизованной методики обследования дошкольников с речевыми нарушениями

2. Способствовать активизация психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления при выполнении заданных артикуляционных упражнений к группе нарушенных звуков с использованием ИКТ, ФОТО-ПРЕЗЕНТАЦИЙ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ,С ПОКАЗОМ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ПРОФИЛЕЙ,ПОКАЗОМ ПОЛОЖЕНИЙ ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ КИСТИ РУКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕАТРАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ С ОТКРЫВАЮЩИМСЯ РТОМ ИДРУГИХ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ГЕРОЕВ.

3. Развивать позитивное отношение к процессу подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков и повышение эмоционального комфорта на индивидуальной коррекционно- образовательной деятельности. Закреплять полученные навыки при самостоятельном выступлении перед детьми младших групп в целях пропедевтики речевых нарушений.

Направления 1. Осознание детьми факта возникновения педагогической технологии артикуляционных игр и сказок.

2. Построение коррекционно- развивающей работы по спирали: на каждом следующем этапе усложнять задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закреплять, но и усложнять. 3. Развитие артикуляционной моторики с использованием театральной деятельности.

4. Значение игровой технологии с использованием театральной деятельности для умственного и психического развития ребёнка

Модель работы с детьми. Создание положительного фона, эмоционального комфорта, с использованием

Повышение осознания ребёнком о чёткости и правильности выполнения заданных артикуляционных упражнений вместе с театральным героем

Формирование способности к самостоятельному выполнению данных артикуляционных упражнений.

Повышение моторной речевой активности посредством пальчиковых игр.

Формирование положительного и активного участия в коррекционном процессе.

Овладение ребёнком артикуляционными упражнениями, просодическими компонентами речи, как средством повышения подвижности речевого аппарата к постановке нарушенных звуков

Практическая значимость: Комплекс мероприятий разработанный в рамках реализации темы исследования «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО В ПОДГОТОВКЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА К ПОСТАНОВКЕ НАРУШЕННЫХ ЗВУКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУКОЛЬНЫХ ГЕРОЕВ и ИКТ. " и методические материалы к нему могут быть использованы в практической работе учителей-логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений всех типов и родителей. Этапы работы.

Работа проводилась в три этапа: подготовительный основной, заключительный. 1-й этап подготовительный. Начиная работу

с детьми, провели диагностику. Пожалуй, легче оценивать знания, умения, навыки- отлично, хорошо, плохо. На сегодняшний день, я использовала авторизованную методику обследования речи детей учителей-логопедов Кантур Т. Г. Сидоровой Т. С МБДОУ детский сад №2, в которую входят важные разделы. 1. Исследование сформированности артикуляционной моторики. 2. Исследование сформировваности произносительной стороны речи. Авторами предложена система критериев оценки 5 баллов-высокий уровень развития,4 балла- выше среднего,3 балла-средний уровень. 2- балла-ниже среднего,1 балл-низкий уровень. Все нарушения фиксируем в диагностических картах. При выполнении артикуляционных движений оцениваем следующие параметры: способность к удержанию артикуляционной позы, способность к переключению, равномерность работы мышц,объем движений, тонус мышц во время движения и при удержании позы, темп движения, дифференциация движения, двигательные замены,синкинезии. При обследовании произносительной стороны речи учитываем следующие параметры/речевое дыхание, голос, темп, римт. При исследовании дыхательной функции: учитывается тип и вид физиологическогодыхания:а/носовое,ротовое,смешанное; б/ключичное/верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное/нижнереберное, смешанное; оцениваются возможности речевого дыхания/по результатам произношения на едином выдохе фразы, состоящей из 3-4 слов- для детей от5 до 6 лет;4-5 слов- для детей от6 до 7 лет, его длительность и иттенсивность, ритмичность, синхронность. Состояние голосовых функций и просодических компонентов/мелодико-иттонационной и темпо-ритмической организации/ речи оценивается в процессе общения с детьми.

При определении состояния голосовых функций отмечаются следующие особенности голоса; нормальный, чрезмерно тихий чрезмерно громкий: способность модулировать голос по высоте и силе; тембр ( учитывается особенности тембра голоса в случае патологии: глухой, сдавленный, хриплый, резкий, фальцет на фоне грудного регистра, напряженный, дрожащий, наличие или отсутствие носового оттенка-нозализация). Помимо этого дается характеристика просодической организации звукового потока, включающей: ***мелодико-интонационную сторону речи (сохранна; наблюдается слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отмечается отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный); выявляется нарушение интонационного оформления речи, темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный); паузацию (правильность расстановки пауз в речевом потоке); выразительность, объединяющую следующие компоненты: тембр (эмоциональную окраску высказывания); интонирование ( способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).Затем проводим обработку и интерпретацию полученных результатов и для каждого логопата составляем ИКМ/индивидуальный коррекционный маршрут/план работы/. Были получены следующие результаты: сентябрь 2015г. - с нарушениями были зачислены 15 логопатов, а в эсперименте приняли участие 8 дошкольников подготовительной к школе группы. Из них 20%- составили дети с ярко выраженными нарушениями функционирования органов и дыхательного и,голосообразовательного отделов, нарушением строения и подвижности органов артикуляционного отдела, а так же несохранной иннервации речевого аппарата. Вот для этой группы мы включили в коррекционный процесс тетрализованную деятельность со специльно разработанными театральными-сказками и упражнениями.

2-й этап-основной. На начало учебного года мы выявили уровни сформированности артикуляционной моторики и прозносительной стороны речи (голос, дыхание, темп и тд.)Из 8 обследуемых у детей к арт. Мот. Уровень низкий-2 ребенка, что составило 25,0% ниже среднего имели-4 детей, что составило50,0%,средний уровень 2-ребенка,что составило 25,0%,выше среднего-о, высокий-о;затем мы исследовали сформированность произносительной стороны речи и определили уровни 8 детей имели низкий уровень-2 ребенка,что составило -25,0% ниже среднего-2 ребенка, что составило 25,0%, 4- ребенка имели средний уровень, что составило 50,0%.

Элемент игровой-теарральной деятельности мы вводили буквально с первых занятий. Так, на этапе подготовки артикуляционного аппарата, на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка с помощью кисти руки, я использовала театральных героев" ЛЯГУШКУ-КВАКУ" "ДИНОЗАВРИКА". "ПОПУГАЯ-КЕШУ". Цель: показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации. При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Я использовала небольшие авторские стихотворения и сказки "о веселом язычке" с опорой на ИКТ/с участием театральных героев/.Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому я, уделила пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении заданных специальных упражнений. Очень сложным этот этап работы является для логопатов с нарушенной иннервацией речевого аппарата. Поэтому педагогический опыт позволил сделать коррекционно-развивающий процесс более мобильным, интересным, увлекательным, запоминающимся и эффективным А ещё, возможно, весьма существенное приобретение-это понимание, осознавание смысла данной деятельности, а отсюда ощущение уверенности в собственных силах. Ведь любой педагог, если он профессионал, должен чувствовать в себе ясность, силу и энергию, иначе он не сможет за собой вести (педагог- в переводе тот,кто ведет ребенка).Точно такими же качествами обладает и режиссер в театре, который ведет за собой всю труппу В ходе проведения КРД с использованием театральной деятельности позволит вместе с героем выполнять заданное упражнение и проявить способность подражатьВ ходе выполнения логопед отметит те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии логопата. Возможно,многое еще можно добавить, поскольку индивидуальные возможности детей различны. Но,пожалуй,самой объективной оценкой будет сравнение начальной и к концу учебного года. А к концу учебного года таких результатов будет очень много, так как у каждого логопата нарушены многие группы звуков. Ну, и последний, главный и общий эффект, который обязательно должен проявиться, если вы работаете по данной системе, это радость, удовольствие от самого процесса т совместной творческой деятельности..

3-Й ЭТАП-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Так дети осваивая специальные группы упражнений по подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков в дальнейшем сами становятся участниками коррекционного процесса в младших группах (в которых и сами демонстрируют правильное выполнение артикуляционных упражнений. В такой интересной форме ведётся пропедефтика и развитие подвижности артикуляционного аппарата и появление новых сложных звуков в младших группах. Подтверждением эффективности работы по теме служат следующие показатели: Результативность опыта май 2016г. обследовано 8 детей

подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: из них уровень сформированности произносительной стороны речи и артикуляционной моторики был следующим из 8 детей 7 имели высокий уровень, что составило 87,5%,1 ребёнок имел уровень выше среднего,что составило 12,5%, Из них все 8 детей подготовительной к школе группы выпущены в школу. Вывод: результаты игровой технологии с использованием театральной деятельности в организации логопедической КРД убедили меня в том, что для логопата создаются благоприятные условия для достижения положительной динамики и устойчивым овладением органами артикуляции, дыханием просодическими компонентами речи. Представленые в опыте игровые технологии с использованием театральной деятельности увлекательны по содержанию и направлены на становление правильного звукопроизношения,развитие подвижности артикуляционного аппарата,дыхания, просодических компонентов речи, зрительного восприятия, мышления, а также на развитие у дошкольников волевых и творческих способностей. Следовательно, данный опыт может быть реализован в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации в условиях перехода на ФГОС ДО, в группах компенсирующей и комбинированной направленности. В основу занятия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности изучения того или иного звука, а так же с учетом ведущей деятельности дошкольника – игры. Необходимо отметить, что такое построение занятия позволит не только использовать наглядный и демонстрационный материал, но и позволит добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия с использованием театральных героев, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи.

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, ТВОРИТЕ И БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Учитель-логопед высшей категории-Гончарова Г. И МБДОУ детский сад №7 ст. Новодеревянковской. 9.01.2017г.

Публикации по теме:

Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка Консультация. «Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка» “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,.

Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.

Консультация для родителей «Гимнастика для язычка. О пользе развития артикуляционного аппарата» Консультация для родителей. «Гимнастика для язычка» О пользе развития артикуляционного аппарата. Для того, чтобы ваш ребенок научился произносить.

Консультация «Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков» КОНСУЛЬТАЦИЯ "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков" «Без речи нет ни сознания, ни самосознания».

Театральная деятельность Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. Основные направления деятельности:.

Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Овладение родным языком – является одним из самых важных приобретений ребенком в дошкольном возрасте. Согласно новым требованиям федерального.

Театральная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста Красна птица пеньем….(Русская народная поговорка) В мире самые лучшие вещи еще ничего не значат, пока нет того, кто их представит с подмостков:.

Театральная деятельность в детском садуТеатральная деятельность в детском саду Любовь к искусству, театру, музыке, живописи – высокое и духовное, то, к чему мы должны стремиться. Театральная деятельность в детском саду.

Театральная деятельность в детском садуТеатральная деятельность в детском саду Цель:Развитие творчес их способностей через индивидуальную работу с детьми над образом роли. (фото) Задачи:1. Развивать элементы актерского.

Театральная деятельность в ДОУ «Кошкин дом»Театральная деятельность в ДОУ «Кошкин дом» В нашей группе дети очень любят театр,принимать участие в нём. Мы участвовали в конкурсе в ДОУ. И хотим рассказать,как мы это делали..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Театральная деятельность, как средство в подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков»
Опубликовано: 10 января 2017 в 20:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Театральная деятельность, как средство в подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ивановна Гончарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД