Брюханова Олеся Сергеевна
Театральная деятельность как средство приобщения детей дошкольного возраста к народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
«…воспитание, созданное самим народом,
и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших
системах воспитания …».
К. Д. Ушинский.
В современном мире развития высочайших информационных технологий: интернета, телевидения, взрослые и дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа.
Публикация «Театральная деятельность как средство приобщения детей дошкольного возраста к народному творчеству» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.
Поэтому решение Президента России В. В. Путина объявить 2022 год - годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.
Приобщение детей с помощью фольклора в театральной деятельности к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решают задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно.
Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка посредством фольклора позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью моего педагогического процесса в ДОУ. Для создания условий хочу представить развивающую среду.
Существует большое количество видов театра :
1. Театр на столе (конусный, настольный театр)
• Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
• Сопровождать движения пальцев речью;
• Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
2. Наручный театр (пальчиковый, варежковый)
• развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
• Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
• Помогает справиться с переживаниями, страхами;
• Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
3. Верховой театр (куклы би-ба-бо, тростевой, театр ложек)
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!
Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!
4. Театр живых кукол (театр масок, платочные куклы, театр кукол великанов)
• Способствует развитию речи, внимания, памяти;
• формирует пространственные представления;
• повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
В своей профессиональной деятельности я стараюсь использовать интерпритацию русских- народных сказок,в данном случае сказка «Колобок» ,включая туда познавательные задачи.
Широко применяется театрализованная деятельность при проведении православных праздников мы так же используем театрализованные постановки, используя фольклор. Рождество, Пасха.
Используя фольклор в постановке мини- спектаклей мы решаем ряд задач по основам безопасности, по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, с безопасностью посещения общественных мест и др.
Широко используя фольклор при постановках сказок с детьми, с родителями, мы использовали даже постановку для участия нашего педагога в районном конкурсе «Воспитатель года».
Особое внимание мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Проводятся родительские собрания в нетрадиционной форме, в которых родители совместно с детьми показывают театрализованные постановки, как раз используя малые фольклорные формы. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
Особо хочу отметить, что театрализованная деятельность используется широко в летний оздоровительный период.
Наше использование театральной деятельности помогает нам решить вопросы воспитания даже по ознакомлению с профессиями, как мы это использовали наглядно посетив Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Большенагаткинский техникум технологии и сервиса» в рамках проведения областного агидпоезда с театральной постановкой «Я хочу работать» используя пословицы, поговорки, которая была показана у нас для детей, для родителей.
А так же агидпоезда, проходившего в нашем детском саду постановка «Волшебная пешка».
Во взаимодействии с социальными партнерами- это театры, которые приезжают к нам «Ботерфляй» и др.
Заканчивая свое выступление, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной деятельности с использованием фольклора, можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников. Целенаправленное и систематическое использование фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.