Светлана Дорохова
Театрализованная деятельность в детском саду как средство выявления и поддержки талантливых детей
Театрализованная деятельность на сегодняшний момент очень актуальна, так как позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального и художественно-эстетического развития дошкольника. Театрализованная деятельность предполагает активность, свободу творческого самовыражения, атмосферу доверия и эмоциональной близости и становится средством выявления и поддержки талантливых детей. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовным ценностям.
Публикация «Театрализованная деятельность в детском саду как средство выявления и поддержки талантливых детей» размещена в разделах
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в самых обычных. Этот вид деятельности способствует у дошкольников обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, способствует коррекции страха публичных выступлений, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое место.
В своей работе апробирую авторскую программу «Мы артисты», с которой работаю уже не один год. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей определяет актуальность программы дополнительного образования художественной направленности «Мы артисты». Целью Программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Новизна программы заключается в том, что театральная деятельность позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Перед началом своих занятий использую методы артикуляционной и дыхательной гимнастики, которые повышают умственную и эмоциональную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют пополнению и активизации словаря, отработки дикции, автоматизации звуков, развитию мимики, закреплению навыка использования прямой и косвенной речи.
Так же в работе использую пальчиковые игры, которые помогают совершенствовать движения рук, способствуют развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Физминутки способствуют развитию аппарата, равновесия тела, координации движений, формируют правильную осанку.
Использование технологии мнемотехники облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Расширяется круг знаний об окружающем мире, развивается наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуется связная речь, снимается внутреннее напряжение ребенка. Все виды этих техник имеют большое коррекционное значение, повышают развитие инициативы и заинтересованности ребенка к занятиям.
Одарённых детей выявляю методом наблюдения во всех видах деятельности. Они с лёгкостью перенимают приёмы игры, проявляют творческую активность, отзывчивы, эмоциональны. Этих детей я называю «звёздочками». Они – мои помощники, на которых я могу положиться.
Основной целью моей работы с такими детьми в театрализованной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного развития ребенка-дошкольника, а также воспитание творческой индивидуальности, развитие интереса и отзывчивости к актерской деятельности.
Практика показывает, что одаренные дети испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала, раскрытии внутренних качеств личности. Поэтому уделяю большое значение всем видам детского театра, которые помогают сформировать модель поведения ребенка в современном мире, повысить его культуру, познакомить с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями.
Индивидуальную работу с одарёнными детьми провожу в занимательной и интересной форме, основываясь на сюжетном построении. Применяю театрализованные игры, которые пользуются большой любовью у детей и всегда их радуют. Дошкольники видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя и всегда готовы прийти к нему на помощь. Благодаря такой работе дети учатся сострадать, радоваться и чувствовать эмоции главных героев.
Являясь руководителем кружка дополнительного образования, стараюсь развивать интересы и способности талантливых детей; способствую проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. На своих занятиях у ребят развиваю умение комбинировать образы, развиваю интуицию, смекалку и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
С воспитанниками старших и подготовительных групп участвовали в театральных фестивалях муниципального уровня, где занимали призовые места.
В постановке сказки «Снегурочка» ребята сумели передать образы героев сказки очень эмоционально и талантливо. Герои учат нас радоваться жизни, ценить минуты счастья, и, в то же время быть предусмотрительными и осторожными. Учат соблюдать обычаи и традиции русских праздников.
Сказка «Новогодние приключения Маши и Вити», поставленная по художественному фильму, очень понравилась зрителям. Перевоплощение детей в героев сказки было просто невероятным! Артисты показали зрителям, что нужно приходить на помощь в трудную минуту, творить добро, верить в чудеса и никогда не унывать.
В сказке «Приключения зайчат», ребята перевоплотились в образы лесных зверей, которые помогли непослушным зайчатам найти их маму.
Одновременно, с театрализованной игрой стараюсь прививать детям устойчивый интерес к родной культуре. Казачьи сказки воспитывают чувство патриотизма и любви к родному краю, гордости за свой народ, уважение к его традициям. В этом году, в рамках празднования Всемирного Дня театра, вниманию детей ДОУ ребятами театрального кружка была представлена постановка кубанской сказки «Казак и лиса». Постановка была очень интересной! Ребята в ярких нарядных костюмах пели кубанские песни, исполняли кубанский танец, играли на детских музыкальных инструментах. Сказка «Казак и лиса» учит детей правильно оценивать жизненную ситуацию, быть добрым и смелым, ценить друзей и не давать их в обиду. В ней ребята через образы передают характер героев, учатся распознавать правду и ложь, понимают, что дружба творит настоящие чудеса. Не зря в конце сказки главный герой произносит: «Казак без друзей, как дуб без корней».
Таким образом, именно студийная работа в детском театральном кружке дает уникальную возможность для раскрытия большого творческого потенциала личности одаренного ребенка через игру и импровизацию.
Анализ работы с одарёнными детьми показал, что развитие ребенка через театральную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память, воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Систематическая работа с одарёнными детьми приносит свои плоды. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Считаю, что каждый ребенок талантлив по-своему, а театрализованная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Занимаясь с детьми театром, стараюсь делать их жизнь интересной и содержательной, наполнять ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.