Юлия Бажанова
Театрализованная деятельность как средство развития речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность формирует творческую личность ребёнка, развивает умение импровизировать.
Театрализованную игру стала активно использовать в работе по развитию речи детей со второй группы раннего возраста.
Я начала с изучения научно-методической литературы, опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей посредством театрализованной деятельности.
Важным фактором развития речи является создание речевой развивающей среды. Считаю, что предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только способствует развитию театрализованной деятельности детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом.
В группе создан центр развития речи, в который входит и театральный уголок. В уголке у нас помещены не только художественные произведения, но и дополнительный материал:
-отдельные картинки, иллюстрации, альбомы для рассматривания;
- дидактические игры;
- персонажи и декорации для театрализованных игр;
- различные виды театров, маски;
- а также книжки-малышки, сделанные детьми совместно с родителями.
Материалы и оборудования этого центра нацелены на стимулирование ребёнка к постоянному речевому общению, способствуют развитию уверенной связной речи, обогащению словаря, побуждают к совместным разговорам, обсуждению, что и почему представляет интерес.
Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитная доска, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на фленелеграфе, использовать перчаточные куклы. Материалы периодически обновляю. Речевой центр нашей группы занял 1 место в смотре – конкурсе, проходившем в дошкольном учреждении.
Также с учетом возраста детей создала в группе мини-музей «Веселая семейка», где дети знакомятся с героями прочитанных произведений.
Работу по развитию речи малышей провожу на занятиях. Для младших дошкольников эффективны занятия, которые проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности, и дети готовы выполнять задания охотно и многократно. Для этого изготовила и применяю на занятиях лэпбуки по темам: «Времена года», «Послушный язычок», «Занимательные прищепки», «Путешествие по сказкам».
Занятия я стараюсь строить по следующей структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, каких-либо сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Работу театрализованных занятий строю по схеме.
Развитию речевых и социальных навыков поведения, уверенности в себе способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Во время занятий обязательно внимательно выслушиваю ответы и предложения детей, если они не отвечают, не требую объяснений, а перехожу к действиям с персонажем. При знакомстве детей с героями произведений выделяю время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними, в заключение различными способами стараюсь вызывать у детей радость.
Важным аспектом моей деятельности является использование социо – игровой технологии, где дети учатся общаться друг с другом. Кроме этого использую деятельностный подход и технологию гуманного отношения.
Одно из главных условий – эмоциональное отношение воспитателя к читаемому произведению. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Причем, чем меньше ребенок, тем интереснее должно быть чтение.
Со второй группы раннего возраста веду работу по проекту «В гостях у сказки». Вместе с детьми мы читаем произведения, рассматриваем иллюстрации и пытаемся воспроизвести сказку, рассказывая по картинке. Постепенно у детей накапливаются знания и умения по театрализованным играм и рассказыванию сказок по иллюстрациям, что способствует речевому развитию.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, речь детей, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Активными участниками проекта стали родители воспитанников. Они не только помогли в оформлении развивающей среды, но и сами показывали сказки для своих малышей. Дети с увлечением наблюдали за театральными постановками, а также сами принимали участие в качестве героев.
В рамках проекта для родителей провела консультации и собрание по темам: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи детей», «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр и родители», «Значение театрализованных игр для детей», «Театрализованная деятельность в детском саду», которые помогли родителям понять насколько важна театрализованная деятельность в развитии речи детей. Была организована выставка семейного рисунка по мотивам русских народных сказок
Сейчас ребята уже подросли. Интерес к театрализованной деятельности у детей вырос.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности ребята научились с легкостью рассказывать сказки по иллюстрациям, использовать различные виды театров и участвовать в театрализации. Дети могут определять положительных и отрицательных героев. Научились сопереживать слабому.
Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты с взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
В дальнейшем планирую продолжать работу по театрализации :
- Пополнить театральный и речевой уголок новыми видами игр и дидактических пособий;
- Продолжать работать по проекту «Из сказки в сказку» через внедрение таких технологий, как «Сказки в песочнице», «Платковый театр»;
- Развивать у детей активный словарь через использование логоритмики и пальчиковых игр.