Коробкова Татьяна
Театрализованная деятельность как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме:
«Театрализованная деятельность, как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»
В настоящее время, в эпоху развития математической науки и компьютеризации, всё большее значение приобретает проблема обучения детей математике. Она становится необходимой огромному числу людей разных профессий.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка, в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Используемые сейчас методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Это возможно разрешить путём внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей в процессе театрализованных игр-занятий.
Период дошкольного детства, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. Но театрально - игровая деятельность является не только ярким эмоциональным средством, воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным искусством, но и в то же время она может быть и средством математического развития. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости, но восприятие кукольного спектакля является в то же время сложным психическим процессом, который формирует и умственные способности детей.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – это особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Человек развивается в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность.
Театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией,- сюжетом игры.
Артёмова Л. В. классифицирует театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры-драматизации, игры с настольным театром, фланелеграфе, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками и др.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. Умело поставленные вопросы при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развёртывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать дверь с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по счету предмет, нужно отмерить необходимое количество шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно прочесть письмо, в котором представлен план пути, и т. д.
С помощью сказки можно организовать детское экспериментирование, требующее от детей действенного обследования. Например, нужно догадаться, почему узкая машинка со зверюшками - путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота. В процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты.
Особое внимание, хотелось бы уделить пальчиковому театру. В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Это известно не только из опыта и знаний многих поколений, но и из исследований физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых зон» и положительно действуют на всю кору головного мозга. Поэтому пальчиковый театр – это прекрасный способ развития у детей внимания, воображения, речи и мышления, что так необходимо для занятий по формированию элементарных математических представлений. Во время проведения занятия, когда дети начинают уставать, использование пальчиковых игр вносит разнообразие и повышает интерес к нему.
Существуют игрушки, которые «оживают» в руках. Они умеют хлопать в ладоши, поворачивать голову, выполнять различные действия. В этом большее преимущество имеют куклы би-ба-бо. Дети общаются с ними как с живыми персонажами. Даже самый маленький робкий ребёнок, заговорит с куклой. Он расскажет ей всё самое сокровенное и она может стать ему другом. Такая кукла оказывает большую помощь воспитателю в работе с детьми. Например, медведь из сказки «Маша и медведь» просит детей решить задачу; дети придумывают задачи для медведя. Стоит отметить, что в такую работу включаются даже дети, которые раньше не составляли задач. Такую работу можно осуществлять и по другим сказкам.
По формированию временных представлений помогают в работе стихи. Например, «Машенька» А. Барто, «Пастушок» Г. Демченко, «Зазвонил будильник» Г. Ладонщикова, «Все спят» С. Капустяна. Они помогут закрепить знания детей о последовательности частей суток. Цикл стихотворений С. Маршака, посвященный временам года – «Круглый год» помогает познакомить детей с названиями месяцев.
В процессе обучения, воспитатель может перевоплотиться в персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует раскрепощению ребёнка. Например, Незнайка. Этот известный всем детям герой сказки всегда ошибается, а перед ребятами ставится задача – объяснить и научить его. В процессе такой работы, дети учатся рассуждать, закрепляют ранее полученные знания.
Для закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке целесообразно использовать считалки. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.
С помощью фольклорных сказок, дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов, помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади); воспитывают любознательность, развивают память, инициативность; учат импровизации («Три медведя», «Репка», «Колобок» и т. д.). Сказка на всём протяжении обучения должна оставаться для ребёнка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удаётся избежать, если воспитатель выступает на занятии не как педагог- дидакт, а как сказитель, актёр и режиссёр сказочного действования, активными участниками которого прежде всего являются дети.
В работе по формированию элементарных математических представлений широко используются игры-инсценировки. Они проводятся со специальной подготовкой в форме развлечения. Детям необходимо заранее разучить текст, подготовить маски или костюмы. Подготовка к театрализованной деятельности очень нравится детям. Театр – это ожидание чего- то интересного, весёлого, нового, а театр, изготовленный своими руками – это чудо. Например, для инсценировки стихотворения Мустая Карима «Кто как считает», дети разучивали стихотворение по ролям, изготавливали маски животных и насекомых.
Ещё одна форма работы по развитию математических способностей – это игры-соревнования. Дети делятся на две команды, каждой из которых задаются вопросы по сказке. Причем у каждой команды своя сказка. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд задач математического характера, а так же показывают знание детьми содержания сказок.
Нельзя не отметить, что большую роль в этом направлении работы, играет правильно организованная развивающая среда. Необходимо внести элементы театрализации в математический уголок. Это могут быть и атрибуты к сказкам, различные игры математического характера. Используя их в самостоятельно придуманных сказках, дети закрепляют представления о количестве предметов, сохранении числа, составе числа, упражняются в умении считать и добавлять определённое количество предметов, фигур для получения количества, обозначаемого цифрой, развивают логическое мышление, практикуются в определении свойств геометрических фигур (размер, цвет, форма). Играя с атрибутами пальчикового театра «Цифры-малышки», дети закрепляют представления о числовом ряде. В этом им помогут игровые задания «Расставь правильно», «Какие цифры поменялись местами?», «Что больше, что меньше?» и другие.
Широко используется в работе пособие Лопатиной, Скребцовой «Сказочная математика». Оно содержит в себе весёлые стихи, сказки, игры и творческие задания, которые обогащают приёмы театрализованной игры. Сказки закрепляют у детей представления о предметах разных форм, учат сопереживать героям, помогать им, развивают речь, эмоциональную сферу.
Таким образом, использование приёмов театрализованной игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников, создаёт условия не только для приобретения новых знаний, умений и навыков в этой области, но и способствует развитию детского творчества, индивидуальных особенностей детей, развитию связной речи и коммуникативных навыков.
Что касается содержания обучения дошкольников элементам математики, наши дети далеко опередили традиционные программы детского сада. Уже в шесть лет все дети владеют счётом до двадцати, осваивают счёт десятками, сложение и вычитание в пределах десятка, в подготовительной группе дети считают до ста, многие ориентируются по часам во времени и т. д.
Использование в работе театрализованных игр, показало хороший результат. Это выражено в высоком уровне развития познавательной математики и творческих способностей детей. Такой подход существенно меняет методы и приёмы обучения в математическом воспитании и обучении, является новым и актуальным.
Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т. е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становится настойчивым, трудолюбивым, жаждущим знаний. Я убедилась на собственном опыте, что любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго. Регулярное использование системы специально подобранных народных и авторских произведений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет им уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать математические знания в повседневной жизни.
Список литературы:
1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991
2. Блехер Ф. Н. Счёт и число в детском саду// Дошкольное воспитание. – 1988. - №2
3. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании// Вопросы психологии. – 2005. - №2
4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989
5. Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. – Л., 1990
6. Менджерицкая Д. Б. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. – М., 1983
7. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. – М., 1989