Ирина Каширина
Театрализованная деятельность как способ коммуникативного развития в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Великим воспитателем в воспитании
детей является труд, который входит
в жизнь воспитанников, дает радость
дружбы и товарищества, развивает
пытливость и любознательность, рождает
волнующую радость преодоления
трудностей, открывает все новое,
пробуждает первое гражданское чувство –
чувство созидателя материальных благ,
без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В дошкольном детстве ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы, эмоциональные переживания и формируются нравственные принципы.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развиваются и формируются эмоции. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, и является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно то, что театрализованная деятельность способствует тому, что ребенок учится сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
«В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Для нравственно-патриотического воспитания лучше всего подходит разыгрывание по народным сказкам. Русская народная сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из его героев, приобщается к культуре своего народа. Непроизвольно формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Часто по собственной инициативе дошкольники начинают разыгрывать сценки, за каждого персонажа произносят реплики, изменяя при этом голос, старательно подражая манере театрального героя. Также с большим желанием дети делают поделки для сказки (сказочные персонажи и другие атрибуты для театра).
Ребенок берет в руки камешек и, некоторое время задерживая на нем взгляд, рассматривает со всех сторон, поворачивая и подбрасывая, - и вот камешек «шагает», «ползет», «лежит». То же происходит с желудем, перышком и листиком. Свои действия при этом сопровождает мимикой и звуками.
А теперь вспомним, как ведут себя дети, смастерив вместе с воспитателем поделки из бросового материала. Можно заметить, что ребята не спешат расстаться с делом своих рук и долгое время после занятий находятся под впечатлением своих поделок.
Создание персонажей кукольного театра своими руками может стать частью большого творческого процесса, связанного с театрально-игровой деятельностью и всесторонним развитием дошкольников. Работа над созданием игрушки очень увлекательна. Игрушка, созданная ребенком, пусть даже вместе с воспитателем, является результатом труда и развитой индивидуальности. Творчество детей в ходе изготовления игрушек – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение – именно оно порождает новые образы. Как утверждал Л. С. Выготский, стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Занятия по созданию игрушек не просто вооружают дошкольника умениями и навыками, но и помогают ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.
Работа над созданием персонажей и театрализованные игры с ними учат дошкольника быть инициативным, последовательным, доводить начатое дело до конца, принимать решения самостоятельно.