юлия макаровская
Инновационный проект «Тайм-менеджмент в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Макаровская Юлия Владимировна воспитатель д/с «Надежда» СП МБОУ «Киземская СОШ»
«Тайм-менеджмент для дошкольников как способ формирования у детей системы знаний о времени и навыков осознанного управления временем»
В наш век информации и скоростей умение грамотно распоряжаться своим временем ценится очень высоко. Обучению ориентации во времени и навыкам осознанного управления временем необходимо уделять внимание уже в дошкольном возрасте. Именно это станет залогом развития в личности таких качеств, как собранность, точность, целенаправленность, организованность, что несомненно поможет ребёнку добиваться высоких результатов в обучении и в обычной жизни.
Публикация «Инновационный проект „Тайм-менеджмент в детском саду“» размещена в разделах
И тут в помощь приходит наука о времени - тайм-менеджмент.
Что же такое тайм-менеджмент?
Тайм-менеджмент — это управление временем.
Почему же возникла потребность, чтобы свое время организовывали не только вечно занятые взрослые, но и более или менее свободные дети? Зачем понадобилось упорядочивать их время, ведь, казалось бы, как не в детстве, жить припеваючи и не думать о времени вообще?
Но давайте согласимся с тем, что детство наших детей, перестает быть безмятежной порой, жизнь современного ребенка, старшего дошкольника, характеризуют такие проблемы как:
• недостаточно сформированные временные понятия
• неумение организовать свой день
• незнание ребенком способов борьбы с тем, что мешает ему все успевать (будь то рассеянность, отвлеченность или просто лень).
Проводя мониторинг сформированности временных представлений, мы отметили, что у детей нашей группы так же недостаточно сформированные эти понятия т. к. время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно», оно не имеет наглядных форм, с ним нельзя совершать какие - либо действия. Так же при наблюдении за педпроцессом было выявлено, что у старших дошкольников отсутствуют навыки осознанного управления временем, поэтому было решено формировать данный навык через технологию тайм – менеджмента.
С этой целью был разработан инновационный проект «Тайм-менеджмент для дошкольников или наука управлять своим временем».
Мероприятия, которые помогут детям сформировать навыки осознанного управления временем в рамках реализации проекта, вы так же видите на слайде.
При качественной реализации этих мероприятий важно соблюдать следующие принципы:
1. Это визуальная поддержка т. е. постоянное, ненавязчивое напоминание, отображение последовательности времен года, последовательности событий, соотношение цвета каждому времени года, последовательность дней недели, события текущего месяца, декады в целом.
2. Очень важна сенсорная поддержка, которая заключается в формирование представлений о внешних свойствах предметов, развитие мелкой моторики. 3. Принцип конструктора подразумевает постоянное добавление событий.
В связи со спецификой мышления, очень сложно познакомить ребёнка маленького возраста с тем, что нельзя представить перед ним визуально. Поэтому важно конкретизировать для малыша временные единицы и их отношение в повторяющейся деятельности, жизненных событиях. Это должно происходить на основе личного опыта ребёнка, в разнообразных видах деятельности, при демонстрации часовых приборов, поэтому при разработке проекта мы уделили большое внимание обогащению развивающей среды.
Первым в нашей группе появился Уголок времени.
Здесь дети могут познакомиться с различными видами часов, закрепить знания о различных временах года, об истории и обустройстве календаря, также в игровой форме могут закрепить знания о частях суток и днях недели: игры, пособия, книги.
Так же в уголке расположен планинг на каждый день. Дети не умеют изначально планировать, а «подгоняют», придумывают деятельность под освободившееся время. Планинг представляет собой магнитную доску и набор карточек, которые отображают различные виды деятельности как в детском саду, так и дома.
Каждое утро мы с детьми составляем распорядок дня, в соответствии с запланированной деятельностью. В течение дня я обращаю внимание детей на структурные моменты. На начальном этапе нашей деятельности мы пользовались лишь картинками, а на сегодняшний день мы учимся указывать точное время. Например, утренняя гимнастика в 8.15.
Календарь важных дат
Он так же представляет собой магнитное поле, имеет формат 3Д и набор каточек со знаменательными датами, которые предлагают не только педагоги, но и дети, и родители. Карточки крепятся на магниты, удобно в использовании, по принципу «конструктор», также возможно рисование пиктограмм событий маркером. Причем, в течении месяца в календарь можно вносить изменения. Например, на 1 день может приходиться несколько важных дат.
Календарь служит наглядным пособием для иллюстрации дней недели, важных дат (государственные праздники, праздники российского и международного статусов, дней рождения детей и сотрудников, работающих с детьми) и запланированных событий (тематические утренники, представления, развлечения).
При заполнении календаря мы соблюдаем определенный алгоритм
1. Каждое утро я приглашаю детей пройти к календарю и посмотреть число, день недели, месяц, время года и т. д. Воспитатель акцентирует внимание на том, какой был прошлый, какой будет следующий, как эти дни называются
2. Воспитатель акцентирует внимание на том какой-то праздник или день рождения нас ждет на предстоящей неделе,
3. В течение дня воспитатель в процессе деятельности по плану, задает вопросы по «Календарю важных дат» с визуальной поддержкой.
Уникальность данного пособия в том, что подключаются все виды системы и визуальная, и аудиальная, и кинестетическая (визуальная поддержка, если забыл, то посмотри, аудиальная – обсуждение в начале дня и постоянное ненавязчивое напоминание в течение дня, сенсорная поддержка - можно самому прикрепить значок на дату, отметить день маркером).
Также неоспоримым преимуществом «Календаря важных дат» является «принцип конструктора» - постоянное добавление событий, дат, которое осуществляется не только воспитателем, но самим ребёнком и родителями, способствующие развитию самостоятельности, инициативности, стремлению к совместному творческому поиску.
Следующим этапом в работе с планингом – это выделение «обязательных» и «гибких» дел. Работа по данному разделу проекта будет проводиться в следующем учебном году.
В реализацию проекта активно вовлечены и родители. На слайде представлены мероприятия, которые позволят родителям помочь своим детям в освоении азов тайм менеджмента.
Однако уже сейчас можно сделать вывод, что в процессе осваивания элементов тайм-менеджмента дети учатся грамотно распределять время: какому делу стоит уделить внимание, а какому не стоит, умеют работать с календарями, поэтому можно утверждать, что успешный ребенок-тот, кто умеет ставить цели и организовывать себя, ради их достижения.