Ольга Тюфякова
Сюжетно-ролевые игры в развитии речевых навыков детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюжетно-ролевые игры в развитии речевых навыков детей 4-5 лет» (из опыта работы).
Всем педагогам известно, что с принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Это ведущий вид деятельности дошкольника.
Игра, и прежде всего, сюжетно–ролевая игра позволяет не только приобрести социальный опыт и навыки, но и оказывает положительное воздействие на становление речи, потому, что сам процесс сюжетно-ролевой игры построен на общении участников друг с другом. В ходе игры ребенок учиться подбирать слова, внятно и четко их произносить, соблюдать речевой этикет. Это, несомненно, совершенствует диалогическую и монологическую речь дошкольника, обогащает словарь ребенка, формирует его грамматический строй речи.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры в развитии речевых навыков детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
С 2018 года я работаю над темой «Развитие речевых навыков детей через сюжетно-ролевую игру», потому что мои воспитанники достигли возраста 4 лет, и стали проявлять интерес к сотрудничеству. Шагнув из раннего возраста эгоцентричных игр, игр по одному, они подошли к следующему этапу игрового развития. Появилась потребность во взаимодействии со сверстниками, интерес к коллективным играм. Но я замечала, что речевой опыт детей ограничен : дети затрудняются выразить свои мысли при помощи речи, внятно и четко сказать, не знают с чего начать сюжетное общение и чем закончить. Речь бедна, малословна.
Не смотря на это, мои воспитанники явно проявляли интерес к совместной сюжетной игре.
Таким образом сюжетно-ролевая игра создает у ребенка свой собственный мотив в развитии своих речевых навыков. И здесь на помощь приходит педагог.
Слайд 2 Цель моей работы: Развитие речевых навыков детей 4-5 лет при косвенном и прямом участии воспитателя через сюжетно – ролевую игру.
Слайд 3Задачи:
- Создание развивающей речевой среды.
- Пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
-Закреплять правильное произношение звуков в словах; учить интонационной выразительности
-Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
-Совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их.
Слайд 4 Свою работу по озвученной теме самообразования я начала со знакомства педагогического опыта коллег, с изучения литературы по данной теме.
Далее мне было необходимо заручиться поддержкой родителей воспитанников. Нам, педагогам, известно любая деятельность с детьми в детском саду может быть эффективно реализована при условии поддержки и помощи родителей воспитанников. Поэтому на первом родительском собрании я поделилась своими планами с родителями воспитанников группы, и это совпало с желанием родителей пополнить развивающие условия для своих детей в новой группе.
Слайд 5 Благодаря поддержке родителей в группе появились: кухонный уголок с рамкой-окном, в котором меняется изображение, в зависимости от сезона года;
Слайд 6 ширма для сюжетно-ролевых игр и игр-драматизации, сшили занавески для ширмы, для «Салона красоты», а так же для рамки-окна, Слайд 7 сшили сумки, портмоне для игры «Магазин»; связали одежду для кукол,
Слайд 8 продукты питания для игры «Дом», «Кафе». Так же при поддержке родителей созданы и пополнены портфели игр «Магазин», «ДПС», «Больница», «Салон красоты». Слайд 9
Игровую среду в группе организовала с учетом ФГОС. Т. О., в группе были созданы условия для поддержания интереса к сюжетно-ролевой игре и непосредственной игровой деятельности.
Для решения поставленных задач, во вторую половину дня планировались и проводились сюжетно-ролевые игры.
Первоначально я знакомила детей с определенной деятельностью взрослых. С помощью художественной литературы, мультфильмов, бесед и презентаций, экскурсий закрепляла и расширяла знания детей. Выбирала, сначала, самые простые и знакомые по сюжету игры. Это такие игры как : «Кукла Таня обедает», «Маша заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Здесь я выступала инициатором проведения игры : начинала игру, продумывала её ход, давала примеры предложений, правил, а затем давала возможность самим детям развертывать игровые действия.
Убедившись, что дети эти роли усвоили, научились самостоятельно играть, вести сюжет, я вводила новую игру, постепенно включая в участие новых (тихих и скромных) детей.
Таким образом, в течение года мы проиграли сюжетно-ролевые игры по темам
Слайд 10 - тема «Семья» сюжеты : «Готовим обед», «Ждем гостей», «День рождения», «Отмечаем Новый год», «Уборка в доме».
Слайд 11 -тема «Магазин» : сюжеты «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин самообслуживания», «Супермаркет».
- тема «Салон красоты» сюжет «Макияж на праздник», «Маникюр», «Стрижка», «Завивка», «Красивая укладка».
Слайд 12 - тема «Автобус» сюжеты : «Поездка на речку», «Поездка по селу», «Поездка в театр», «Починка автобуса», «Едем на заправочную станцию», «Встреча с инспектором безопасности дорожного движения».
Слайд 13 - тема «Больница» сюжеты : «В ветеринарной клинике», «Вызов скорой помощи», «На приеме у врача».
При распределении ролей использовала считалки, что так же способствует обогащению словарного запаса и развитию речи.
Слайд 14
Чтобы дети научились слышать друг друга, четко произносить звуки в словах, я предложила им игру «Телефон», где играющий ребенок в роли, предположим, больного звонит по телефону и вызывает скорую помощь: называет ФИ, сообщает возраст, адрес, жалобы.
На первых порах я привлекала детей с хорошо развитой речью, легко вступающих во взаимодействие с взрослым. С детьми застенчивыми, медлительными начинала такую игру один на один, без сковывающего присутствия наблюдателей-сверстников. На следующем этапе, вовлекая детей в игру, я не только развертывала «телефонный» ролевой диалог с каждым из них, поочередно, но и стимулировала диалог детей друг с другом.
Интересно то, что в результате сюжетно-ролевой игры дети не только научались, но и учили товарищей правильно согласовывать слова в предложении, соблюдать нормы диалога (умение не перебивать). Дети учатся и развиваются иногда лучше, если это замечание делает не педагог, а сверстник.
Слайд 15 Итогом работы по теме самообразования стало открытое занятие «Гости к бабушке», на котором присутствовало 6 педагогов. На занятии дети продемонстрировали свои речевые способности, а также навыки и умения в сюжетно-ролевой игре. Слайд 16 Коллеги отметили самостоятельность детей, смелость в изложении своей мысли, грамотного строя речи.
Слайд17 Показ сюжетно-ролевой игры «Едем на пикник» был запланирован и проведен на «День открытых дверей». К сожалению, родители, в силу своей занятости, не смогли посетить данное мероприятие, но они отмечают, что дети активнее стали играть в сюжетно-ролевые игры, Слайд 18 играют продолжительное время, разворачивают интересный сюжет; способны привлечь родителей или детей (братьев, сестер, выстраивать диалог, объяснить правила.
Т. о. мои воспитанники приняли и дальше отрабатывают свои игровые умения.
Слайд 19 Результаты проведенной мною работы по озвученной теме можно увидеть на диаграмме.
Поскольку сюжетно-ролевая игра способна развивать дошкольника всесторонне, не могу не отметить и другие результаты, проявившиеся в моих воспитанниках: Слайд 20 появились навыки сотрудничества, умение ждать, принимать правила, укрепились дружеские отношения между детьми, обогатились социальные и коммуникативные навыки детей. Т. О. формируется социальная самооценка дошкольника.
Слайд 21 А поскольку наша группа разновозрастная, то младшие дети, наблюдая за играми старшей подгруппы, стали проявлять интерес, повторять и включаться в сюжетно - ролевые игры.
Слайд 22 Так же составила картотеку сюжетно – ролевых игр, соответствующую возрастным особенностям детей.
Данная работа вызвала много положительных эмоций со стороны детей, одобрение со стороны коллег и родителей. Я вижу, что между речью и игрой есть двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Поэтому данную работу я намерена продолжать с использованием новых сюжетов, актуальных для старшего возраста.