Приложение МААМ

Сюжетно-ролевые игры в развитии речевых навыков детей 4–5 лет

Ольга Тюфякова
Сюжетно-ролевые игры в развитии речевых навыков детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«Сюжетно-ролевые игры в развитии речевых навыков детей 4-5 лет» (из опыта работы).

Всем педагогам известно, что с принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Это ведущий вид деятельности дошкольника.

Игра, и прежде всего, сюжетно–ролевая игра позволяет не только приобрести социальный опыт и навыки, но и оказывает положительное воздействие на становление речи, потому, что сам процесс сюжетно-ролевой игры построен на общении участников друг с другом. В ходе игры ребенок учиться подбирать слова, внятно и четко их произносить, соблюдать речевой этикет. Это, несомненно, совершенствует диалогическую и монологическую речь дошкольника, обогащает словарь ребенка, формирует его грамматический строй речи.

Публикация «Сюжетно-ролевые игры в развитии речевых навыков детей 4–5 лет» размещена в разделах

С 2018 года я работаю над темой «Развитие речевых навыков детей через сюжетно-ролевую игру», потому что мои воспитанники достигли возраста 4 лет, и стали проявлять интерес к сотрудничеству. Шагнув из раннего возраста эгоцентричных игр, игр по одному, они подошли к следующему этапу игрового развития. Появилась потребность во взаимодействии со сверстниками, интерес к коллективным играм. Но я замечала, что речевой опыт детей ограничен : дети затрудняются выразить свои мысли при помощи речи, внятно и четко сказать, не знают с чего начать сюжетное общение и чем закончить. Речь бедна, малословна.

Не смотря на это, мои воспитанники явно проявляли интерес к совместной сюжетной игре.

Таким образом сюжетно-ролевая игра создает у ребенка свой собственный мотив в развитии своих речевых навыков. И здесь на помощь приходит педагог.

Слайд 2 Цель моей работы: Развитие речевых навыков детей 4-5 лет при косвенном и прямом участии воспитателя через сюжетно – ролевую игру.

Слайд 3Задачи:

- Создание развивающей речевой среды.

- Пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

-Закреплять правильное произношение звуков в словах; учить интонационной выразительности

-Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

-Совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их.

Слайд 4 Свою работу по озвученной теме самообразования я начала со знакомства педагогического опыта коллег, с изучения литературы по данной теме.

Далее мне было необходимо заручиться поддержкой родителей воспитанников. Нам, педагогам, известно любая деятельность с детьми в детском саду может быть эффективно реализована при условии поддержки и помощи родителей воспитанников. Поэтому на первом родительском собрании я поделилась своими планами с родителями воспитанников группы, и это совпало с желанием родителей пополнить развивающие условия для своих детей в новой группе.

Слайд 5 Благодаря поддержке родителей в группе появились: кухонный уголок с рамкой-окном, в котором меняется изображение, в зависимости от сезона года;

Слайд 6 ширма для сюжетно-ролевых игр и игр-драматизации, сшили занавески для ширмы, для «Салона красоты», а так же для рамки-окна, Слайд 7 сшили сумки, портмоне для игры «Магазин»; связали одежду для кукол,

Слайд 8 продукты питания для игры «Дом», «Кафе». Так же при поддержке родителей созданы и пополнены портфели игр «Магазин», «ДПС», «Больница», «Салон красоты». Слайд 9

Игровую среду в группе организовала с учетом ФГОС. Т. О., в группе были созданы условия для поддержания интереса к сюжетно-ролевой игре и непосредственной игровой деятельности.

Для решения поставленных задач, во вторую половину дня планировались и проводились сюжетно-ролевые игры.

Первоначально я знакомила детей с определенной деятельностью взрослых. С помощью художественной литературы, мультфильмов, бесед и презентаций, экскурсий закрепляла и расширяла знания детей. Выбирала, сначала, самые простые и знакомые по сюжету игры. Это такие игры как : «Кукла Таня обедает», «Маша заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Здесь я выступала инициатором проведения игры : начинала игру, продумывала её ход, давала примеры предложений, правил, а затем давала возможность самим детям развертывать игровые действия.

Убедившись, что дети эти роли усвоили, научились самостоятельно играть, вести сюжет, я вводила новую игру, постепенно включая в участие новых (тихих и скромных) детей.

Таким образом, в течение года мы проиграли сюжетно-ролевые игры по темам

Слайд 10 - тема «Семья» сюжеты : «Готовим обед», «Ждем гостей», «День рождения», «Отмечаем Новый год», «Уборка в доме».

Слайд 11 -тема «Магазин» : сюжеты «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин самообслуживания», «Супермаркет».

- тема «Салон красоты» сюжет «Макияж на праздник», «Маникюр», «Стрижка», «Завивка», «Красивая укладка».

Слайд 12 - тема «Автобус» сюжеты : «Поездка на речку», «Поездка по селу», «Поездка в театр», «Починка автобуса», «Едем на заправочную станцию», «Встреча с инспектором безопасности дорожного движения».

Слайд 13 - тема «Больница» сюжеты : «В ветеринарной клинике», «Вызов скорой помощи», «На приеме у врача».

При распределении ролей использовала считалки, что так же способствует обогащению словарного запаса и развитию речи.

Слайд 14

Чтобы дети научились слышать друг друга, четко произносить звуки в словах, я предложила им игру «Телефон», где играющий ребенок в роли, предположим, больного звонит по телефону и вызывает скорую помощь: называет ФИ, сообщает возраст, адрес, жалобы.

На первых порах я привлекала детей с хорошо развитой речью, легко вступающих во взаимодействие с взрослым. С детьми застенчивыми, медлительными начинала такую игру один на один, без сковывающего присутствия наблюдателей-сверстников. На следующем этапе, вовлекая детей в игру, я не только развертывала «телефонный» ролевой диалог с каждым из них, поочередно, но и стимулировала диалог детей друг с другом.

Интересно то, что в результате сюжетно-ролевой игры дети не только научались, но и учили товарищей правильно согласовывать слова в предложении, соблюдать нормы диалога (умение не перебивать). Дети учатся и развиваются иногда лучше, если это замечание делает не педагог, а сверстник.

Слайд 15 Итогом работы по теме самообразования стало открытое занятие «Гости к бабушке», на котором присутствовало 6 педагогов. На занятии дети продемонстрировали свои речевые способности, а также навыки и умения в сюжетно-ролевой игре. Слайд 16 Коллеги отметили самостоятельность детей, смелость в изложении своей мысли, грамотного строя речи.

Слайд17 Показ сюжетно-ролевой игры «Едем на пикник» был запланирован и проведен на «День открытых дверей». К сожалению, родители, в силу своей занятости, не смогли посетить данное мероприятие, но они отмечают, что дети активнее стали играть в сюжетно-ролевые игры, Слайд 18 играют продолжительное время, разворачивают интересный сюжет; способны привлечь родителей или детей (братьев, сестер, выстраивать диалог, объяснить правила.

Т. о. мои воспитанники приняли и дальше отрабатывают свои игровые умения.

Слайд 19 Результаты проведенной мною работы по озвученной теме можно увидеть на диаграмме.

Поскольку сюжетно-ролевая игра способна развивать дошкольника всесторонне, не могу не отметить и другие результаты, проявившиеся в моих воспитанниках: Слайд 20 появились навыки сотрудничества, умение ждать, принимать правила, укрепились дружеские отношения между детьми, обогатились социальные и коммуникативные навыки детей. Т. О. формируется социальная самооценка дошкольника.

Слайд 21 А поскольку наша группа разновозрастная, то младшие дети, наблюдая за играми старшей подгруппы, стали проявлять интерес, повторять и включаться в сюжетно - ролевые игры.

Слайд 22 Так же составила картотеку сюжетно – ролевых игр, соответствующую возрастным особенностям детей.

Данная работа вызвала много положительных эмоций со стороны детей, одобрение со стороны коллег и родителей. Я вижу, что между речью и игрой есть двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Поэтому данную работу я намерена продолжать с использованием новых сюжетов, актуальных для старшего возраста.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры»Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры» Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группыСюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группы Сюжетно-ролевые игры "Кафе" и "Супермаркет" при обучении детей подготовительной группы по финансовой грамотности. Детский сад — второй.

Сюжетно-ролевые игры (продолжение)Сюжетно-ролевые игры (продолжение) В продолжение темы о сюжетно - ролевых играх, 1 часть и 2 часть, приготовленных мной на конкурс, хочу предложить вниманию коллег -маамовцев.

Сюжетно-ролевые игры в детском садуСюжетно-ролевые игры в детском саду Игра — самое главное занятие в жизни ребёнка. А игры, которые создают дети самостоятельно, занимают совершенно особое место. Называются.

Сюжетно-ролевые игры в младшей группе Сюжетно-ролевая игра является основным видом игры ребенка дошкольного возраста. Основным источником сюжетно-ролевой игры ребенка является.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группеСюжетно-ролевые игры в подготовительной группе Совместно с родителями своей группы мы изготовили и обновили атрибутами центр сюжетно ролевых игр. Начали с "Дома". "Напекли" пирожных:.

Сюжетно-ролевые игры в средней группеСюжетно-ролевые игры в средней группе Сюжетно-ролевые игры в средней группе. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Тип деятельности: Социализация. Задачи: познакомить с профессиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевые игры в развитии речевых навыков детей 4–5 лет
Опубликовано: 1 февраля 2022 в 15:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевые игры в развитии речевых навыков детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тюфякова (УИ 376231) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД