Марина Платонова
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к презентации на тему:
«Сюжетно-ролевая игра как средство социально- коммуникативного развития дошкольников»
Слайд 1.
Представляю вашему вниманию презентацию «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Слайд 2.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках ФГОС содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению цели и решению задач социально-коммуникативного развития.
В дошкольном детстве ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям,к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит сюжетно - ролевой игре - важнейшему виду детской деятельности. Именно сюжетно- ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности.
Слайд 3,4.
Исходя из поставленной цели: помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста, вытекают следующие задачи:
Образовательные:
-расширять словарный запас детей;
-научить детей классифицировать предметы по общим признакам;
-упражнять в счете.
Воспитательные:
-воспитывать чувства взаимопомощи, чуткое, внимательное, дружеское отношение в коллективе и семье;
-воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых;
-воспитывать культуру общения с взрослыми и детьми.
Развивающие :
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать интерес и уважение к разным профессиям;
-расширять кругозор детей;
-развивать инициативу, организаторские способности;
-развивать творческое воображение, память.
Слайд 5.
1. В ходе игры дети повышают свою познавательную активность, пополняют знания о профессиях.
2. Дети получают положительный опыт игрового коллективного взаимодействия, учатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом, учатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения.
3. Каждый ребенок может проявить инициативу, предложить свой личный вариант игры.
4. Участвуя в игре, дети приобретают опыт саморегуляции и взаимоконтроля.
Слайд 6.
Игра – один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребенок познает мир, определяет свою роль в мире, действует в условных, выдуманных обстоятельствах. Они являются основным инструментом обучения. И изучения окружающего мира в том числе. Виды игр и их классификация для дошкольников по ФГОС подразумевает разбиение на несколько больших классов всех возможных вариантов.
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников :
- сюжетно-ролевые :
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические;
-словесные
Мы остановимся на сюжетно – ролевых играх.
Слайд 7.
В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество, а также культура общения и речь, в ней создаются предпосылки для развития эмпатии, развитие навыков взаимодействия,саморегуляции.
В сюжетно-ролевой игре дети отражают социальное отношение взрослых, выполняют роль, подчиняясь принятым социальным нормам и правилам, учатся сдерживать свои непосредственные побуждения, ограничивают свои личные желания для того, чтобы продемонстрировать общественно – значимый образец поведения.
Участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок постепенно учится ориентироваться во взаимодействиях людей, таким образом, игра имеет решающее значение в его социальном развитии.
Слайд 8.
Центры сюжетно-ролевых игр.
В детском саду имеются центры сюжетно-ролевых игр. Данные зоны содержат все необходимое для совместных игр детей. Атрибуты к играм регулярно пополняются, многие сделаны своими руками. Предоставляю вашему вниманию центры сюжетно-ролевых игр.
Слайд 9.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» учит детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывает в детях внимательность, чуткость, расширяет словарный запас: вводятся понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Слайд 10.
Игра «Строители». Эта игра помогаетзнакомить детей со строительными профессиями, обращает внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, учит детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитывает дружеские взаимоотношения в коллективе, расширяет знания детей об особенностях труда строителей, словарный запас детей: вводятся понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Слайд 11.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»формирует представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывает любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Слайд 12.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», знакомит детей с профессией парикмахера, воспитывает культуру общения, расширяет словарный запас детей.
Слайд 13.
Игра «Автозаправочная станция» знакомит детей с работой транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер, автослесарь и др.
Дает знания о том, что шоферы перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и села нашей большой страны.
Чтобы машины вышли в рейс и своевременно доставили грузы, их ремонтируют, чистят, смазывают, заправляют топливом.
Слайд 14.
Сюжетно-ролевая игра «Повар» способствует возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивает у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместители. Подводит детей к понятию «овощи, посуда».
Слайд 15.
Игра «Водитель»продолжает учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Слайд 16.
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»закрепляет навыки общения со сверстниками и взрослыми, расширяет и закрепляет знаний по ведению хозяйства (уборка, приготовление еды, сервировка стола).
Слайд 17.
Игра «ГИБДД» развивает дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывает уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закрепляет представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход». Развивает диалогическую речь.
Слайд 18.
Целью игры «Пожарный» является познакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, научить в случае необходимости действовать четко и слаженно.
Слайд 19.
Игра «Магазин»учит детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывает чувство взаимопомощи, расширяет словарный запас детей: помогает ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Слайд 20.
В своей работе с детьми я использую следующие формы:
Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях;
Игровая деятельность.
Сюжетно – ролевая игра.
Самостоятельная игровая деятельность.
Нерегламентированная образовательная деятельность.
Слайд 21.
Важное условие в формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры –единство в воспитании детского сада и семьи. В связи с этим я использую следующие формы работы с родителями:
1. Тесты, анкеты.
2. Беседы с родителями об актуальности данной проблемы.
3. Формирование папки -передвижки по теме: «Зачем нужны ролевые игры»
4. Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка».
5. Показ презентаций.
Слайд 22.
Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребёнок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления.
Сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность.
Слайд 23.
Методическая литература.
• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. “Организация сюжетной игры в детском саду” - М., «Линка – Пресс», 2015г.
• Недоспалова В. А. “Растём, играя” – М., «Просвещение», 2003г.
• Бондаренко А. «Формирование социальной активности дошкольника посредством дидактической игры» - Дошкольное воспитание – 1987г. №3 - с. 18-22.
• Богуславская З. М., Смирнова О. Е. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» - М., 1991г
Слайд 24.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.