Красавина Юлия Николаевна
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в условиях дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира. В современном мире проблема социального развития детей с ограниченными возможностями и воспитывающиеся в условиях дома ребёнка становится одной из актуальных. В настоящее время социальная политика государства направлена на уменьшение числа социальных сирот, и их реабилитацию. Дети с разными возможностями, с нарушениями в развитии и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в условиях дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Первоначально социализация ребёнка происходит в семье, а уже потом в обществе. Она очень важна, так как является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Но если по каким - то причинам дети оказываются в доме ребёнка, социализация происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.
Социализация детей воспитывающихся в доме ребёнка, предполагает создание основы для овладения детьми знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни. Работа по ранней социальной адаптации осуществляется на основе общих принципов, на которых базируется вся коррекционно-педагогическая деятельность специалистов дома ребёнка. Ее основная задача заключается в следующем: способствовать обогащению и расширению предметных и социально-нравственных представлений детей об окружающем мире и общественном труде, профессиях взрослых; привлекать воспитанников к разнообразным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения здоровья, интеллектуальных возможностей. Эти задачи решаются в условиях дома ребёнка, который с одной стороны, является местом их постоянного проживания, а с другой - пространством, где осуществляется образовательный процесс, включающий всех взрослых и детей.
Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира. Дети с ОВЗ должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. К сожалению, не всем детям легко социализироваться в жизни. Есть определенная категория детей, которая не может этого сделать — дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Когда мы говорим о социализации детей в условиях дома ребёнка, то имеем в виду две взаимосвязанные стороны: умение взаимодействовать с окружающими людьми и соблюдение норм поведения. Таким детям приобрести социальный опыт помогает сюжетно-ролевая игра.
Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться, формируются навыки культурного поведения. Дети с особенностями в развитии долго не обнаруживают потребности в игре. Мы пытаемся включить их в игру, но они долго не проявляют интерес к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчиняясь нашим требованиям. И лишь под влиянием обучения взрослого они пытаются включиться в игру, предложенную сверстниками или взрослыми, появляется избирательный интерес к игрушкам. В обучении детей с нарушением интеллекта важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и конечно взаимосвязь в работе логопеда, психолога и воспитателя. Обучение игре мы проводим в совместной деятельности, которая отражена в рабочей программе и соответствует лексическим темам.
Особо важное, значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, поэтому нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека. На начальном этапе создаю эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации (провожу обыгрывание сюжетных игрушек : собачки, зайчики, куклы). Кукла для детей — это заместитель идеального друга, который всё понимает и не держит зла, поэтому очень важно научить детей конкретным игровым действиям с куклой ( отобразительные игры: укладывание спать, купать, кушать). Так же происходит усвоение детьми логики развития бытового сюжета, под руководством взрослого дети выполняют последовательные игровые действия, учатся правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку. Главным моментом в обучении играм является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений («Больница» ситуация «На приёме у врача с больной куклой Машей»). После проведения игры важно провести беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал?
Для проведения каждой игры требуется подготовка детей : формирование представлений о профессиях, затем подготавливаются атрибуты игры, основное внимание уделяю обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. После проведения игры провожу беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал? Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для наших детей, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут нашей подсказки. Редко наши детки проявляют свою индивидуальность, и вносят что-то от себя. Также характерным для наших детей является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане является показателем, насколько сохранён интеллект ребёнка, поэтому принятие роли происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развёртывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, но и сам принимает участие в игре.
Обучение сюжетно-ролевой игре, занимает важное место в коррекционно-развивающей работе, и я считаю, что нельзя считать время потерянным, если ребёнок не научился играть самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Взрослые играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку. Обучить детей с ОВЗ сюжетно-ролевой игре можно, но это сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу Машу, накрыть стол и т. д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, но, не сильно загружая разнообразием действий единовременно. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Нужно почаще хвалить ребёнка, когда он делает успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. Отрицательные эмоции возникают чаще тогда, когда дети не могут организовать игру. Вот тут как раз и должна последовать помощь взрослого.
Главным является то, что во время сюжетно – ролевой игры ребёнок выходит из замкнутого мира, у него появляется интерес к окружающему миру и деятельности, в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов с взрослыми и детьми. Приоритетным в работе с такими детьми считаю создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон педагога, заботливое, внимательное отношение к детям; поэтапное, продуманное (с учетом индивидуальных особенностей) объединение в партнерские игровые отношения.
Вывод:
– в игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ.
– формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.
– систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и представления о трудовой деятельности.
- игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом, на развитие личности.
Сюжетно – ролевая игра оказывает огромную роль для дальнейшего развития детей с особенностями психофизического развития, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе.
Используемая литература.
1. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учеб. - метод. пособие. - СПб., 2001
2. Зворыгина Е. В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.
3. Интернет - ресурсы.