Лучший педагог года

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста (1 фото)

Василькова Татьяна Леонидовна
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития дошкольников является социализация.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Что представляет собой процесс социализации дошкольника?Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества. Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу. Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать ребенка от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, площадки, в детский сад, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе. Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

Термин «социализация» 

происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества»Главной целью социализации является - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация происходит уже вне дома.

Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Результат успешной социализации дошкольника ФГОС ДО

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

 Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом.

Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

1-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

«Автобус» : исполнение различных дополнительных ролей при основных (водитель и пассажиры); «Зоопарк» : прогулка с ребёнком в зоопарк (сюжет про работников зоопарка относится к деловым играм); «Семья» : сюжеты с семейными праздниками, новосельем, ремонтом, встречей гостей, поход в театр; «Аптека», «Поликлиника» и т. д

2-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

Сюжетно – ролевая игра «Банк (отделение)»

Сюжетно – ролевая игра «Дом моды «Каприз»

3- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Сюжетно – ролевая игра «Воздушное путешествие. Аэропорт»

Сюжетно – ролевая игра «Редакция газеты. Праздничный выпуск»

4-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

Сюжетно – ролевая игра «Телепередача «Шоу «Лучше всех!»

Сюжетно – ролевая игра «Телевидение. Выпуск новостей»

5-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

Снимаем кино» : режиссёрская игра с драматизацией знакомой сказки;

«Театр» (кукольный, теневой, музыкальный) : игра творческая, поскольку на импровизированной сцене участники игры разыгрывают представление;

«Ярмарка» : имитация народных гуляний с исполнением песен, танцев, частушек.

6-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Детский сад»

«Новый год в кругу семьи», «Ремонт в квартире», «Участвуем в субботнике», «Наши питомцы».

7-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Игра «Школа», сюжетно – ролевые игры «Кафе», «Супермаркет». «Музей»; «Отель», «Санаторий»; «Парикмахерская»/«Салон красоты»; «Почта»/«Почтальон»;

8-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

«Полиция»; «Пожарные»; «Разведчики»; «Спасатели», «МЧС»,

«Морской поход», «Маша заблудилась», «Опасная находка», «Мама ушла в магазин», «Петушок подавился зернышком», «Погас свет» и т. д.

Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.

Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:

1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей;

2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка

3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;

4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;

5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.

Сюжетно-ролевая игра — это прекрасный путь для получения навыков поведения в обществе.

Это подсознательный процесс, ребенок примеряет на себя различные социальные роли, учится общаться с людьми, получает тот самый жизненно необходимый опыт, который способствует успешной социализации.

Игра даже может стать отправным пунктом для выбора жизненного пути, профессии непосредственно.

Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать логическое мышление, память, координацию движений, мелкую моторику.

И, самое главное, получая во время игры всестороннее развитие, ребенок готовится к успешной деятельности в реальной жизни.

Прикреплённые файлы:

pedagogika_ij6d7.ppt | 21416,5 Кб
 
Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 12:36
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД