МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников

Светлана Одегова
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи дошкольников

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента.

Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Огромную роль в развитие диалогической речи играют игры, игровые упражнения, которые можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует :

- закреплению навыков пользования инициативной речью,

- совершенствованию разговорной речи,

- обогащению словаря, формированию грамматического строя языка.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Таким образом, если в качестве цели воспитатель выбирает развитие речи через сюжетно-ролевую игру, то он должен таким образом строить сюжет игры, чтобы в нее были включены элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры.

Кроме того, в сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их действия и отношение между ними. При этом нужно педагогу стремиться, чтобы дети комментировали свои действия: «Мама наливает чай»; «Шофер едет на машине», «Мама одевает дочку на прогулку» и т. п.

Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты моя дочка», – говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер», – решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.

Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия и обязательно проговариваем: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем», «Кукла Катя заболела, ее надо полечить» … Усвоив эти действия, ребенок в состоянии играть самостоятельно.

Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование игрушками или предметами-заместителями самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому.

Воспитатель, показывая, как надо играть, все действия обозначает словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку» и т. д.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию («Я легко глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко», обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает, совершает разнообразные действия и при этом еще и слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

В целях развития речи воспитателю следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: «Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя. Жалею Катю. Обнимаю Катю. Катя не плачет. Смеется Катя!» Если игра проводится впервые, то необходимо «проигрывать» весь речевой сюжет на глазах у детей. Когда речевой сюжет или его фрагмент «проигран» полностью, воспитатель повторяет его уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий: «Погладь Катю. Вот так погладь Катю. Пожалей. Скажи: не плачь, Катя!». Таким образом, воспитатель одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.

В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. В дошкольном возрасте наряду с сюжетными игрушками, нужно использовать предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики, кирпичики, цилиндрики и т. д.). Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Педагогу целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых принимают участие все дети группы. Примерами таких игр могут быть: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети – пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играют с ней; причем игрушку получит тот, кто правильно попросит ее у «продавца».

Дидактические игры должны быть направлены на овладение предметными действиями. Как правило, после таких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Целую серию игр с куклой можно провести, воспроизводя в них сюжеты из реальной жизни : «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем».

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п.

Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включатся в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства развития речи детей дошкольного возраста, поскольку в таких играх инсценируются различные модели жизненных ситуаций, у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. К тому же, эффективное использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей свидетельствует о том, что обогащается словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, в котором максимально раскрываются их способности, поэтому, особое внимание педагогам следует обращать на планирование руководства игрой, анализ возможностей игры для полноценного речевого развития.

Содержание сюжетно-ролевых игр может пополнить и активизировать словарь детей дошкольного возраста на основе углублений знаний о ближайшем окружении, расширить представление о предметах, явлениях, событиях, выходящих за рамки привычного окружения. Использование подобного рода игр помогает вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия.

Сюжетно ролевая игра «Магазин» является одной из любимых детских игр. Здесь можно решать целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач. Для игры необходимо построить магазин. Его конструкция может быть любая – коробка, дом из конструктора и т. д. Перед проведением игры нужно рассказать детям, какие магазины бывают (продуктовый, магазин игрушек, магазин мебели, поставить на витрину товар, познакомить детей с работой продавцов, кассиров, грузчиков, обратить внимание на культуру общения между покупателем и продавцом, объяснить, как расплачиваться за товар деньгами. Необходимо вводить в речь детей новые слова: «касса», «чек», «витрина». Познакомить с ролью директора магазина. Он принимает на работу, делает заявки на получение товара, следит за качественной работой. В ходе игры усложняется речь детей: во-первых, синтаксическая форма становится более сложной (распространение простого предложения обособленным оборотом или составление сложного предложения, во-вторых, расширяется круг лексики.

Сюжетно ролевая игра «Больница» способствует развитию интереса и уважения к профессии врача, помогает преодолеть у ребенка страх перед врачами, а также помогает наладить малышам совместную игровую деятельность.

Педагог беседует с детьми о профессии врача, читает сказку К. И. Чуковского «Айболит», дети смотрят мультфильм. Мишка заболел, у него болит горло. Он идет на прием к врачу. Врач осматривает больного, назначает лечение, пишет рецепт. Дети, участвующие в игре, называют приборы врача – стетоскоп, шприц. Педагог рассказывает о роли медсестры (она выполняет указания врача, помогает ему). Пациент-Мишка идет в аптеку. Вводит новые термины – фармацевт, кассир. Он покупает там лекарства. Если Мишка сильно болен, то врач его кладет в больницу. Там его врач лечит. В следующий раз у Зайки заболел зубик. Педагог говорит о различных специальностях врача – терапевт, окулист, стоматолог, хирург. Дети лечат Зайку. Скорая помощь помогает больным, отвозит их в больницу.

Сюжетно-ролевая игра «Автомобильный транспорт». Игра знакомит с разными видами автомобильного транспорта. Воспитатель загадывает загадки для детей о транспорте, читает стихи, рассказы, сказки; знакомит с дорожными знаками, частями дороги. Воспитатель говорит о профессии водителя. Дети строят дороги, ставят дорожные знаки. Дошкольники берут игрушечные машины: «Скорая помощь», «Милиция», «Почта», «Хлеб» и т. д. Они все едут по своему назначению. Воспитатель обращает внимание на пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. Педагог говорит: «Вот мы едем, а светофор не работает». Здесь знакомит с понятием «регулировщик». Чтобы на дорогах был порядок, существуют сотрудники ГИБДД. Педагог вводит новые термины – полицейская фуражка, палочка, водительское удостоверение. Педагог говорит: «Машина ехала-ехала и поломалась. Она едет на СТО (сервис технического обслуживания). На СТО можно не только ремонтировать машину, но и помыть». Педагог знакомит детей с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин. Чтобы машина могла ехать, ей нужен бензин. Педагог рассказывает про АЗС. Говорит о работе оператора, который отпускает бензин. Новые слова – бензоколонка, диспетчер, топливо.

Сюжетно-ролевая игра «Строительство» знакомит ребенка со строительными профессиями. Дети строят для игрушек дом. Строительный материал может быть разный – конструктор, кубики. Педагог знакомит со строительными специальностями – плотник, крановщик, сварщик, каменщик, говорит о том, что на стройке нужен подъемный кран. Он поднимает тяжелые блоки и кирпичи вверх. Им управляет крановщик. Распределяет роли – водители привозят строительный материал на стройку, строители – строят дом. Приезжает машина-цементовоз (говорит о том, для чего).

Можно строить гаражи для игрушечных машинок. Они должны быть разного размера. По окончанию постройки педагог проводит математическую игру «Каждая машина в свой гараж».

Конечно же, чтобы дети играли с интересом, чтобы игра развивалась, и в ней принимало участие как можно больше детей, должна проводиться огромная предварительная работа, особенно, по развитию речи, потому что «развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых, меняется и содержание игр. В старшем дошкольном возрасте в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. К этому времени у дошкольников уже сформировался интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше : в семью, больницу, строителей, транспорт. Поэтому они быстро откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый ребенок вносит что-то новое, индивидуальное. Например, Паша, папа которого капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. Смысл игры для дошкольника заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны: капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно. Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики и жестов.

Таким образом, между речью и сюжетно-ролевой игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в ней, а с другой стороны, сама сюжетно-ролевая игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, во время которого происходит полноценное развитие ребё нка-дошкольника.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 20 августа 2024 в 13:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Одегова (УИ 1326033) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД