Валентина Литвинова
«Своеобразие методов семейного воспитания». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Своеобразие методов семейного воспитания.
Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Публикация «„Своеобразие методов семейного воспитания“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Следовательно, методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов.
Все родители используют общие методы семейного воспитания : убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива, наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.
Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
1 Личный пример родителей.
Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой особенностью дошкольников, как подражательность. Они с удовольствием повторяют манеру говорить, стиль общения, привычки старших. Таким образом дети накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружающему. Со временем образ жизни семьи становится и образцом для подражания взрослеющих детей. Всем известно, что в семье, где все любят читать, нет трудностей в приучении детей к чтению. Пример родителей, старших детей воспитывает младших. Но бывает, что в семье много читает один из родителей и почти не читает другой. Есть ли уверенность, что дошкольник будет подражать только читающему? Не всегда. Родители часто уповают на влияние положительного примера и недооценивают отрицательных. Случается, бабушка в присутствии внука делает дочери замечания в оскорбительной форме. Дочь не сдерживается, отвечает в том же тоне. Мальчик — свидетель перепалки - усваивает этот стиль общения и с матерью, и с бабушкой. Особенность воспитательного воздействия личным примером заключается в том, что в большинстве семей пример труда родителей в сфере общественного производства (т. е. осознаваемая ребенком значимость общественного труда, в отличие от труда домашнего) отдален от детей, что до некоторой степени снижает силу воздействия родительского примера. Вероятно, отсутствие такого сильного воспитательного воздействия, как пример производительного общественно полезного труда, может быть компенсировано в какой-то мере рассказами взрослых о своей работе, о ее радостях и трудностях.
Многие родители делятся опытом воспитания трудолюбия у детей. Их успех зависит от умелого сочетания личного примера трудолюбия с систематическим приучением детей к труду.
Итак, личный пример становится действенным, если ребенок почувствует необходимость следования ему и если оказывается в реальных условиях этой необходимости.
2 Объяснение. Беседа.
Совершенно очевидно, что именно слово является инструментом воспитания и нельзя говорить о воспитании без разъяснения, объяснения, убеждения, без беседы с ребенком, так как все свои воспитательные намерения взрослый передает словом. В данном случае речь идет именно о чувстве меры. Представьте, мальчишка, играя в футбол, разбил окно. С кем не бывало? Разгневанный отец схватил его за руку и домой, в кресло! И. начал объяснять: "Да знаешь ли ты, что ты наделал? Да знаешь ли ты, что такое стекло? А как его делают? Чтобы разбить стекло, нужна секунда, чтобы сделать, нужен труд! И какой труд! Надо, чтобы столько-то рабочих сделали то-то и то-то, надо произвести такие-то машины. "- и так далее, и так далее. Получасовая нравственно-технологическая беседа. Парнишка не выдержал и взмолился: "Пап, в виде исключения, всыпь мне ремнем!" Налицо явное несоответствие проступка и способа воспитания. Необходимо ли в данном случае порицание? Наверное. Но едва ли оправдана столь длинная беседа о содеянном. Гораздо чаще в таких случаях необходима действенная помощь в организации места для игр детей. А. С. Макаренко предостерегал родителей от "разжевывания" в тех случаях, когда и так все ясно, когда необходимо элементарное требование или достаточно правильной организации жизни ребенка и жизни семьи.
Одна из функций беседы, объяснения в воспитании дошкольника - передача ему знания о нравственном поступке, постепенное формирование нравственных представлений, что явится в дальнейшем основой для формирования жизненного опыта. Дошкольник еще очень многого не знает. У него только вырабатываются представления о том, что должно, как нужно. Беседуя, разъясняя, родители формируют нравственные представления ребенка. Учет возрастных особенностей в методике объяснения, беседы в семейном воспитании диктует необходимость непременного их сочетания с воспитанием личным примером, показом образца, а также с требованием, приучением и упражнением.
3 Требование. Контроль.
У детей дошкольного возраста происходит становление норм поведения, активно формируется отношение к окружающему миру. Требование родителей как метод воспитания является ориентиром поведения ребенка: можно или нельзя, одобряется взрослым или порицается, соответствует принятым нормам или расходится с ними? Чем последовательнее система требований родителей, тем быстрее формируется представление маленького человека о нравственных нормах.
Противоречивость требований взрослых в семье тормозит формирование положительных привычек поведения.
Родители часто допускают ошибки и в формах предъявления требований, нарушая педагогический такт. Многим кажется, что чем резче и громче сказано, тем ребенку понятнее. Такие родители путают требовательность с грубостью.
Некоторые родители обращаются к детям заискивающе, недостаточно твердым тоном. А. С. Макаренко настаивал на необходимости искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования, без которого нельзя начинать воспитание.
Категорический приказ - возможная форма предъявления требования, но ее можно рекомендовать с большой осторожностью. Он целесообразен лишь в крайних случаях, когда необходимо путем "взрыва" переменить настроение ребенка и его намерения, когда необходимо продемонстрировать ему всю свою волю и непреклонность.
Родители должны следить за неукоснительным выполнением ребенком требований. Взрослым порой, кажется, что достаточно сказать один раз - и ребенок все сделает. При этом упускается из виду, что у дошкольника еще не сформированы необходимые личностные качества для выполнения требования. Например, достаточно высокий уровень самоорганизации и самоконтроля. Поэтому, требуя, родители не должны ждать готовый результат, а должны так организовать жизнь ребенка, чтобы постепенно формировались необходимые качества личности. Таким образом, требование как педагогический метод связано с организацией жизнедеятельности ребенка.
4 Наказание. Поощрение.
Применение поощрения и наказания в семейном воспитании тесно связано с умением родителей соблюдать педагогический такт.
Все родители признают необходимость сдерживаться, не давать волю эмоциям, хотели бы быть терпимыми, тактичными. У значительной части родителей это не только желание: в случае провинности ребенка они стремятся понять мотив поступка и объяснить ребенку его ошибку, спокойно беседуют. Эти семьи соблюдают педагогический такт. И все же нарушения педагогического такта — распространенная ошибка семейного воспитания. Многие родители младших школьников признают, что бывают неоправданно резки с ребенком, не всегда контролируют в гневе свои слова и поступки.
В практике семейного воспитания распространены наказания дошкольника: запрещение гулять, играть, смотреть телевизор, приглашать к себе друзей. Все это вредно сказывается на здоровье ребенка (ограничение прогулок, отдыха, обедняет общение взрослого с ребенком, затрудняет процесс воспитания.
Хотя родители понимают необходимость применения различных методов воспитания, все же в своей практике они чаще всего прибегают к запретам. Причем они не всегда связывают свои неудачи в воспитании с применением педагогически нецелесообразных методов воздействия, забывают формирующую роль поощрения ребенка.
Причиной наказания может послужить как завышенная, так и заниженная оценка родителями возможностей своего ребенка, неоправдавшиеся ожидания взрослых относительно детей, неумение организовать быт ребенка. Наказание в семье можно считать целесообразным только тогда, когда ребенок осознает свою вину, переживает ее.
Применение поощрений должно быть разумным, корректным. Если одобрение взрослых заслужено ребенком, добыто его трудом, то оно вызывает удовлетворение и желание сделать еще лучше, еще больше, т. е. достигает педагогической цели. При таком подходе у дошкольника постепенно формируется потребность испытать удовольствие от выполненной работы, исчезает необходимость поощрять его в ходе работы. Нравственной наградой для него становится его собственная радость преодоления, успеха, радость достижения трудных целей. Постепенно поощрение теряет силу регулятора поступка, уступая место нравственной саморегуляции. Это способствует воспитанию самостоятельности, формированию критической оценки своих возможностей и поступков.
5 Убеждение – формирование у ребенка позиции согласия с предъявляемыми ему требованиями с помощью советов, внушения и объяснения;
6 Совместная деятельность – участие обоих родителей в различных воспитательных мероприятиях. Например, совместные походы в зоопарк, музей или совместные выезды на природу.