Светлана Лавбина
Сторителлинг как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
«Сторителлинг» - это искусство увлекательного рассказа. Термин пришел к нам из английского языка и в буквальном переводе звучит как «рассказывание истории». В русском языке этому термину имеется синоним - «сказительство» - исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Развитие связной речи важная задача дошкольного периода. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Техника «Сторителлинг», заимствована из сферы маркетинга. Данную технологию разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг, и изначально она была придумана для взрослых. Сегодня «Сторителлинг» используется во всем мире для развития связной речи детей.
Техника «Сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Истории, рассказанные с помощью этой технологии, являются более живыми, увлекательными и запоминающимися.
-Оригинальные «Storycubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет (показать)
-Можно разработать свои «Кубики историй» (показать и рассказать, как изготовить)
На начальном этапе обучения задачу можно значительно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому составлять истории можно по очереди : первый кубик бросает ребёнок, а следующий - педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. В дальнейшем дети рассказ составляют самостоятельно.
Как у каждой игры у «Сторителлинга» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «сказочников».
В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 12 детей (кубики по количеству игроков). Первый игрок бросает кубик и в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.
При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.
-Однажды, много лет назад…
-В некотором царстве, в некотором государстве…
-Когда-то давным-давно…
-Жили-были…
-Случилось это в одном городке…
Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?
2. Основная часть истории.
Описывается основная сюжетная линия.
-Что произошло с героем?
-Кого он встретил или что нашел?
-Что он планирует с этим делать?
3. Заключение.
Появляется решение поставленной проблемы.
Короткий вывод (итог рассказа).
«Сторителлинг» - интересная техника для составления не только фантазийных рассказов. Также данную технику применяюти в другойкоррекционно-развивающей работе. Например, составление описательных рассказов. Это поможет обогатить словарный запас, улучшить грамматический строй речи.
Составить рассказ можно, используя различные лексические темы недели.
Для этого детям предлагается превратиться в «ученых» и составить научный рассказ. В данном варианте игры используются мнемосхемы, составленные Н. В. Нищевой, в которых представлен алгоритм составления рассказа. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой лексической теме, составлять новые рассказы.
Например, рассказ по лексической теме «Домашние животные».
Ребенок бросает первый кубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем, следующий ребенок подбирает на втором кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме и т. д до конца схемы. Когда все кубики выставлены, дети начинают рассказ.
У техники сторителлинга широкое применение в речевой коррекции. «Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков. Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля.
Если увеличить количество кубиков в наборе до 14, то можно использовать его для коррекции нарушений слоговой структуры слова. В комплекте карточек представлены все 14 типов слов по А. К. Марковой. Каждый кубик это 6 слов каждого из 14 слоговых типов.
-Игра с педагогами «Кубики историй»(практическая часть)
«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей, так как техника многогранна.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста :
-Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания.
-Расширение запаса знаний об окружающем мире.
-Развитие всех речевых компонентов.
-Развитие высших психических функций.
-Развитие коммуникативных навыков детей.
-Результативность