Кристина Арипова
«STEM — среда в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС до» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается технологическая революция: высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEАM- подхода в образовании.
Публикация «„STEM — среда в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС до“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2022
STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.
ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ STEАM-ТЕХНОЛОГИЙ
· Развитие интереса к техническим дисциплинам. Утверждение прогрессивной системы в ДОУ, школах, институтах и других специализированных учреждениях позволит вовлечь учащихся в учебный процесс.
· Совершенствование навыков критического мышления. Учащиеся и студенты учатся преодолевать нестандартные задачи путем тестирования и проведения различных опытов. Все это позволяет им подготовиться к взрослой жизни, где они могут столкнуться с необычными, нестандартными проблемами.
· Активация коммуникативных навыков. Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу, ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели, они учатся строить диалог с инструкторами и своими друзьями.
Основные цели реализации модели STEAM -образования:
– апробация системы работы по поддержке у дошкольников исследовательского поведения;
– формирование предшкольной готовности.
Задачи реализации модели STEAM -образования в контексте развития педагогов:
освоение образовательных ресурсов STEAM-образования и использование их в работе с дошкольниками.
Задачи реализации модели STEAM -образования в контексте результатовдля воспитанников:
Задачи реализации модели STEAM-образования в контексте результатов для детей
развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской деятельности;
формирование у дошкольников навыков элементарного программирования и предпосылок инженерного мышления;
обеспечение достижения детьми высоких показателей в уровне предшкольной готовности, связанных с формированием познавательных интересов, мышления, анализа, проектирования своей деятельности;
достижение результатов в развитии социально-личностных качеств у детей:
· развитие коммуникативности;
· совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
· развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Задачи реализации модели STEAM -образования в контексте результатовдля родителей:
использование новых подходов в работе с родителями воспитанников (открытость дошкольного учреждения для родителей, приоритет семейного воспитания, признание партнерских прав родителей в воспитании ребенка);
повышение педагогической грамотности в вопросах формирования предпосылок исследовательского поведения у детей.
В группе раннего возраста «Ягодка» работа направлена на сенсорное воспитание, развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации, поскольку познание окружающего мира в данном возрасте начинается с ощущений, с восприятия, чем они богаче, тем шире знания, полученные детьми в младшем возрасте. Реализуются задачи данной платформы через различные развивающие игры и дидактические пособия.
Также модуль «S» реализуется через опытно - экспериментальную деятельность.
Целью является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Мы работаем в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивируем к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований в группе имеется предметно-пространственная среда : мини-лаборатория (центр «Вода-песок»). Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.
В работе по экспериментированию с дошкольниками необходимо учитываются следующие моменты:
· Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.
· Для детей дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных.
· За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами.
Поэтому для детей 2-3 лет главными задачи будут являться:
· Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания причины и т. д.
Центр «Песок и вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной деятельности – экспериментированию с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками.
Вариант комплектации.
Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов, размеров, палочки, грабельки.
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек, сачок, черпачок, разноцветные пластиковые шарики, набор игрушек из различных материалов, (для игр плавает или тонет). Набор камешков, ракушек и т. д.