Ольга Ларькина
Специфика и содержание работы кружка «Говоруша» по обучению грамоте старших дошкольников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика и содержание работы кружка по обучению грамоте старших дошкольников ДОУ
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
Публикация «Специфика и содержание работы кружка „Говоруша“ по обучению грамоте старших дошкольников ДОУ» размещена в разделах
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Изучив теоретические основы готовности старших дошкольников с ОНР к обучению грамоте, я сделала вывод, что для успешного овладения процессами чтения и письма необходимо комплексное развитие всех сторон речи (фонетическо-фонематической, лексико-грамматической, высших психических функций (памяти, восприятия, внимания, мышления) и анализаторных систем (зрения, слуха, моторики).
Необходимыми условиями формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР являются : учет структуры речевого нарушения, индивидуальных особенностей старших дошкольников; проведение занятий в соответствии с планом учителя-логопеда; участие в коррекционной работе педагогов и особенно родителей.
Овладение грамотой предполагает собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны.
Поэтому, мной был взят кружок «Говоруша» по дополнительному образованию старших дошкольников в течение одного года обучения. Программа логопедического кружка "Говоруша" позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям от 5 до 7 лет. Содержание работы кружка обеспечивает :
коррекцию речевого дефекта;
совершенствование звуковой стороны речи (произношение и восприятие звуков);
формирование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словарного запаса);
практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения и навыков связной речи (составление и распространение предложений);
составление различного вида рассказов, пересказов;
овладение элементами грамоты.
Программа курса кружка по подготовке к обучению грамоте основана на общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
Также, она написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Содержание рабочей программы определяется в соответствии с принципами учёта особенностей и закономерностей речевого развития детей; методах и приемах коррекционного воздействия; системности и комплексности коррекционной работы по преодолению трудностей в речевом развитии.
При составлении программы были использованы методические разработки О. С. Гомзяк, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Общая цель кружка : Обеспечить подготовку детей к обучению в начальной школе.
В программе курса учтены общие дидактические принципы:
Научность;
Систематичность;
Постепенность усложнения;
Перспективность;
Доступность;
Связь с жизнью.
Задачи обучения :
1. Формирование интереса к процессу обучения.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
6. Обогащение словарного запаса детей.
7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в речевом развитии, строится на основе реализации современных технологий:
Здоровьесберегающие технологии: технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка; организация санитарно- эпидемиологического режима и создания гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка.
Физкультурно-оздоровительные технологии (дыхательная, пальчиковая гимнастика, Су-джок терапия, гимнастика для глаз, физкультминутки).
Коррекционно-развивающие технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика).
Педагогические технологии: развивающее обучение (учёт потенциальных возможностей ребёнка, игровые технологии, педагогика сотрудничества (гуманноличностный подход к ребёнку, информационные технологии.
Применение современных технологий в процессе коррекционно-образовательного процесса создают наиболее благоприятные условия для сохранения физического и психического здоровья каждого ребенка.
Учитывая постепенность усложнения, понятия усваиваются на занятиях в определенной последовательности:
- звуки окружающего мира;
- звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- гласные звуки; - согласные звуки (без классификации);
- согласны твердые и мягкие;
- согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:
- слог (обратный, прямой) – (открытый, закрытый);
- слово (простое, сложное – из трёх, четырёх слогов);
- предложение, знаки препинания;
- заглавная буква в предложении, имена собственные…;
- ударение.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Учебный год распланирован на 36 учебных недель с 01.09. по 31.05., составлен годовой календарный учебный график.
Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста осуществляется один раз в неделю - в четверг, во вторую половину дня после дневного сна, а продолжительность организованной коррекционно-развивающей деятельности для детей от 5 до 7 лет - не более 25 минут. Занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю.
Всего за учебный год с детьми изучается 14 букв (У, А, П, О, И, М, Н, Т, К, Б, Э, Г, Л, ы, С, Ш, Х, З, Д, Ф) и соответствующих им звуков [у], [а], [п] -[пь], [о], [и], [м] - [мь], [н] - [нь], [т] - [ть], [к]- [кь], [б] - [бь], [э], [г] - [гь], [л] - [ль], [г], [ы], [с] - [сь],
[ш], [х] - [хь], [з] - [зь], [д] - [дь]; [ф] - [фь]
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия. Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
В результате такой работы вероятность дисграфии у выпускников уменьшается.
Как показывают результаты итоговой диагностики, к концу года у детей повышается уровень овладения звуками речи и соответствующими буквами, а также степень овладения звуковым анализом слов, слоговую структуру слова, большинство детей начинают читать, а некоторые даже бегло.
К концу года большинство детей могут:
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Составлять предложение с заданным словом.
Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
Составлять слова из готовых слогов.
Иметь представление о классификации звуков: гласный – согласный; твердый – мягкий; звонкий – глухой.
Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
Читать простые по звуко – буквенному составу слова.
Иметь представление о заглавной букве, точке.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального речевого развития детей. Такая оценка производится учителем-логопедом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий) 2 раза в год (сентябрь, май)
С помощью диагностического комплекта Романович О. А., Кольцовой Е. П. «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет» (Звукопроизношение. Фонетико-фонематическая система языка, навык звукового анализа).
В дальнейшем планирую совершенствовать и пополнять свои знания в области логопедии, работать над поиском более эффективных методов «формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР».