Елена Клименко
«Создание здоровьесберегающей среды на музыкально-образовательной деятельности ДОУ». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание здоровьесберегающей среды на музыкально-образовательной деятельности ДОУ»
Из опыта работы музыкального руководителя д/с № 2 Клименко Елены Геннадьевны.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является, как никогда, актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в развитии. Ведь качество жизни понимается нами не только как повышение благосостояния населения, но и как определённый уровень психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья. Здоровье же, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому очень важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Публикация «„Создание здоровьесберегающей среды на музыкально-образовательной деятельности ДОУ“, Из опыта работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
ДОУ должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название: "здоровьесберегающие технологии". Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни является музыка.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни. Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. В своей непосредственно-образовательной деятельности мной используются современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности разноображу с пользой для здоровья. Тем самым повышаю показатель физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшаю двигательные навыки (пластичность, координация, ориентирование в пространстве) при этом совершенствуются вокальные навыки и умения. Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях по музыкальному воспитанию : «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой. «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «Развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В. В. Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата». Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям. Валеологические распевки- отличное начало любого музыкального занятия. Их цель - подготовить голосовые связки к пению, упражнять в чистом интонировании определённых интервалов дети, реагируя на знакомую мелодию, непроизвольно следят за своей осанкой. Этот приём можно использовать не один раз в течение занятия, при выполнении музыкально-ритмических движений, а также при организации других видов деятельности. Рекомендуются также распевки, направленные на сопровождение оздоровительного самомассажа, на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира.
Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Она позволяет через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра усвоить ребенку управление всеми фазами акта дыхания. В ДОУ рекомендуется применять упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Я использую элементы игрового массажа, при этом замечаю, что частота заболеваний верхних дыхательных путей у детей снижается. Еще один интересный элемент здоровьесберегающих технологий – это использование на моих занятиях игроритмических упражнений. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению слов.
Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Использование мной речевых игр позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др., звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма и творческий потенциал.
Особое внимание я уделяю музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко. Услышав звучание привычной музыки, малыши легче и спокойнее переходят из состояния полного покоя к активной деятельности.
Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало мне свои результаты. Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы.
В течении года мной проводятся консультации с родителями, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогают мне более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям я оформляю папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который предлагаю использовать дома. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения В заключении хотелось бы подчеркнуть, что создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъёме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья.