Самухина Марина
Создание условий по обеспечению психологического комфорта детей 3 года жизни в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Создание условий по обеспечению психологического комфорта детей 3 года жизни в период адаптации»
«Твердо убежден, что есть качество души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребенка»
Сухомлинский В. А.
Эти качества души в полном мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.
Публикация «Создание условий по обеспечению психологического комфорта детей 3 года жизни в период адаптации» размещена в разделах
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или бабушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыбы в воде». Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, безтравматичным.
Много зависит от воспитателя, берущего на себя ответственность за помощь родителям в психологическом и физиологическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремление каждого поступающего в детский сад малыша, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Традиционно под «адаптацией» понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Выделяется два основных критерия успешной адаптации :
внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворительность;
внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять новые требования.
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что адаптационный период рассматривается как приспособление организма к окружающим условиям. Известно, что изменение социальной среды неблагоприятно сказывается на психологическом и физиологическом развитии малыша. Особого внимания требует ранний возраст. Ребенок раннего возраста менее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и раним. Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.
Необходима организация жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которая привела бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволила бы сформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками, а также компетентность родителей в вопросах благоприятной адаптации детей младшего дошкольного возраста к новым условиям.
Адаптация – это не только этап или процесс привыкания ребенка к дошкольному образовательному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода :
Легкая адаптация :
К 20-му дню пребывания в дошкольном образовательном учреждении нормализуются: сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками, и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменении.
Адаптация средней тяжести :
Поведенческие реакции восстанавливаются в 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психологическое развитие замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
Тяжелая адаптация :
Характеризуется, во первых значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений. Заболеваемость – более трех раз сроком более 10-ти дней.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
– От особенностей нервной деятельности и возраста ребенка;
– От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
– От состояния здоровья;
– От резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном образовательном учреждении;
– От разницы в методах воспитания.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни и испытывает множество трудностей. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Родители очень часто спонтанно относится к процессу воспитания. Поэтому очень важно совместная работа воспитателя с родителями.
После оформления медицинских документов не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывания в течении 1-2 часа в незнакомой обстановке уже для ребенка является достаточно большой нагрузкой. На детей заводятся адаптационные листы, где фиксируется эмоциональное состояние, активность, аппетит, сон ребенка.
По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается.
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим дня каждого поступающего малыша. Очень важное значение имеет выполнение режима дня, соответствующего возраста. Привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстро освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям. Режим дня организует поведение детей, создает у маленьких ощущение благополучия. При его выполнении вырабатываются условные рефлексы на время. Благодаря этому организм как бы заранее приготавливается к той или иной деятельности.
Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая готовность. Организм детей в большей мере подвержен заболеваниям, и родители могут проводить закаливающие мероприятия, которые мы используем в детском саду:
Необходимо уделять внимание и одежде маленького ребенка. Когда дети гуляют на прогулке они не стоят на месте. Малыши вместе с воспитателем играют в подвижные игры, бегают, прыгают и детям не холодно.
Важно также вовремя приучать ребенка к пище, разной по вкусу. Питание в детском саду стоится в соответствии с основными требованиями к рациональному питанию. Период адаптации к новому режиму питания составляет от 4-9 дней. Меню должно быть разнообразным. Замечено, что у детей всегда есть любимые и нелюбимые блюда. Настороженно дети относятся и к незнакомым, новым блюдам. Наша задача – привить детям вкус к здоровой и полезной пище. Делать это надо с умением, терпеливо, и понятно объяснять детям пользу блюда.
Первый месяц – самый трудный для ребенка. Игра будет являться главным средством сближения ребенка со взрослым и т. е. воспитателям, и детьми. Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Инициатором игры всегда выступает взрослый, ребенок наблюдатель, проходит игра рядом. В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной обстановке именно игра может отвлечь ребенка от одиночества во время пребывания его в детском саду. Игры в адаптационный период не должны быть слишком длительными. Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемножку. С помощью игры я решаю такие задачи: создание в группе эмоционально-положительной, спокойной атмосферы; формирование у ребенка чувства доверия и привязанности к воспитателя; облегчение адаптационного периода.
Особую роль и значимость приобретает фольклор в жизни малышей в первые дни пребывания в детском саду. Основная цель - показать детям красоту русского языка, за которым стоит высокая культура великого народа. С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком дошкольного возраста. Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности.
У детей младшего возраста очень рано проявляется интерес к рисованию. Рисование – одно из любимых занятий у малышей В адаптационный период занятия по рисованию нужно проводить ежедневно.
В группе раннего возраста обязательно должен быть театр игрушек, представление в котором могли бы разыгрывать дети вместе со взрослыми. Театр – является также одним из средством сближения ребенка и взрослого и сверстников в период адаптации. Театр – это маленький праздник, который полезно устраивать детям с играми, плясками и песнями. Дети охотно подпевают, и пританцовывают. Важным условием поддержания эмоционального состояния у детей является их занятость. Если дети заняты, то у них поднимается настроение. Они становятся жизнерадостными и бодрыми, а для воспитателя является главной задачей, чтобы создать условия для жизнерадостного настроения у ребенка.
Таким образом, успешная адаптация ребенка при поступлении в дошкольное учреждение зависит, прежде всего, от того, насколько родитель подготовил ребенка к новым условиям, от общего развития эмоциональной сферы ребенка, и конечно от того, насколько точно воспитатель найдет подход к ребенку, и создаст условия для детей в период адаптации. Вся совместная деятельность родителей и педагогов по адаптации детей к детскому саду дает положительные результаты. Дети легче адаптируются, удается избежать психологических травм детей, эмоционального напряжения, минимальный процент заболеваемости.