Папки-передвижки

Создание условий для реализации задач познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Канушина Елена
Создание условий для реализации задач познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.

Дети по своей природе исследователи. Они с интересом открывают для себя окружающий мир. Ситуации, которые подталкивают их к познавательной деятельности, возникают постоянно: на прогулке, в ходе игры, во время еды и т. п. Воспитатель должен стимулировать детскую познавательную активность, создавая специальные ситуации, побуждающие детей к экспериментированию, организуя насыщенную предметно-развивающую среду.

Публикация «Создание условий для реализации задач познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.

Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самореализовываться.

Для развития познавательного интереса детей, любознательности, стремления к получению знаний, формирования положительной мотивации к дальнейшему обучению, организуя работу с детьми я стараюсь, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мной мероприятиях, а полноправными их участниками. Поддерживаю инициативу детей, спрашиваю их, о чем бы им хотелось узнать. Именно с таких вопросов, обычно начинаются интересные проекты.

К необходимым условиям для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста мы отнесем

- предметно-развивающую среду для развития познавательного интереса детей;

- организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- органичное включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс

Современный дошкольник должен уметь самостоятельно добывать информацию. Чтобы исследование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Для этого необходимо создать специальные условия : предметно-развивающую среду для развития познавательного интереса детей; органичное включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс, взаимодействие с семьями воспитанников по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Влияние предметно-развивающей среды на образование дошкольника в детском саду многогранно.

Специально организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, в нашей группе представлена «экспериментальным центром», что позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данном центре мы относим: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытно-экспериментальной деятельности и экспериментирования. С этой целью «центр экспериментирования» оборудован всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру.

1. Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты, микроскоп).

2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.

3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.

4. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.

9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в пользование, стал стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. Сформировать определенную сумму естественнонаучных знаний позволяет включение в образовательный процесс специально организованных познавательных занятий с детьми.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Опыты проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д. дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

Мной с детьми был проведен опыт «Посадка лука», с его помощью, в результате наблюдений дети пришли к выводу, для того чтобы вырастить длинные, вкусные, полезные зеленые перышки, луковице нужна земля, вода и свет.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

С помощью игровых персонажей я предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Я познакомила детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показала взаимосвязь с живой природой.

Для этого, на одном из занятий, вместе с детьми мы сделали ЛЭПБУК «Вода». В нем представлены: опыты с водой, три агрегатных состояния воды, свойства воды, круговорот воды в природе, пословицы и поговорки, эко паззлы.

Так же в процессе экспериментирования стимулирую детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Экспериментальная деятельность вовлекает не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью разработаны консультации, на которых объясняю родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняю, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Провожу анкетирование родителей. А по результатам запросов родителей организую консультации для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработаны буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки,

Советую родителям: не торопиться давать ребенку готовые ответы, предоставлять ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления, задавать ему наводящие вопросы, подводить его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

Привлекаю родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании центра экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Литература:

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 6-7 лет/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2018.-216с.

Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко «Вода вокруг нас» Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. – 224с.

С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в подготовительной к школе группе детского сада МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, Москва, 2017. – 208с.

https://infopedia.su/

Публикации по теме:

Фотоотчет. Создание условий для игровой деятельности детей средней группы. Пластилиновая сказка «Спасти принцессу».Фотоотчет. Создание условий для игровой деятельности детей средней группы. Пластилиновая сказка «Спасти принцессу». Все дети любят волшебные сказки. Любят их слушать, смотреть мультфильмы,фильмы. А затем, любят перевоплощаться в героев. Девчонки хотят.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Создание условий для исследовательской деятельности на участке детского садаСоздание условий для исследовательской деятельности на участке детского сада Естественная потребность детей к познанию окружающего мира стала значимой частью образовательной деятельности в детском саду. Дети-маленькие.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для реализации задач познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 8 июня 2021 в 12:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для реализации задач познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Канушина Елена (УИ 1979711) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД