Початкина Татьяна
Создание условий для физического развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для физического развития детей раннего возраста»
Початкина Т. П.
«Создание условий для физического развития детей раннего возраста»
Физкультурная деятельность детей будет иметь чётко выраженную направленность, если:
-2/3 всех движений, входящих в содержание занятия, циклического характера;
-все нагрузки, предлагаемые детям, строго дозируются по частоте сердечных сокращений;
Темочки:
-в каждое занятие включаются упражнения на развитие координации движений и специальные дыхательные;
- в каждом занятии есть паузы для мышечного расслабления и игровые ситуации, повышающие эмоциональное состояние детей;
- воздушные и водные закаливающие процедуры стали органичной составляющей занятия;
- занятия включают самостоятельную двигательную деятельность.
Занятия по развитию движений начинают не менее чем через час после еды. Детей разделяют на 2-3 подгруппы (по 4-6 человек).
Все действия организуются в игровой форме.
Особенно любят дети занятия, объединённые сюжетом (игровой ситуацией).
На занятии обязательно должна присутствовать мотивация - это вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь, положительные эмоции.
Выбор игровых вариантов обусловлен не только возрастной спецификой. Игра, как информация о предстоящей деятельности, не представляет для ребёнка неопределённости, а кроме того, он знает, что этот процесс связан с приятными ощущениями в физическом и умственном плане. В игре есть всегда элемент непознанного, бы раз её не повторяли. Это имеет крайне притягательную силу. Одно только напоминание о предстоящем физкультурном занятии вызывает у детей положительные эмоции, желание заниматься.
Побор игр происходит в соответствии с требованиями дидактики по следующим степеням:
-по трудности освоения;
- по подготовленности детей;
- по значимости для физического развития ребёнка;
- по значимости для интеллектуального развития.
Исследованиями педагогов, медиков установлено, что ребёнку необходимо для нормального функционирования органов и систем организма определённое количество движений, что только на 20 мин. Активных движений появляются позитивные изменения в сердечно - сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. Общее количество ежедневно производимых 2-3-х летним ребёнком движений должно составлять от 6-8 тыс. локомоций (шагов).
Последовательность подбора игр и упражнений:
-развитие и совершенствование навыков ходьбы и бега;
- активация внимания и повышение эмоционального состояния ребёнка;
- освоение и инвентаря, снарядов, снарядов;
- разучивание имитационных, ритмических движений;
- развитие физических качеств;
- разучивание движений самостоятельной разминки после дневного сна.
Средний уровень частоты сердечных сокращений на физкультурном занятии не должна превышать 120-130 ударов в мин. Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, т. к. создаются приятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех органов. Всё это помогает лучшему восприятию и запоминанию, у детей развивается мышление, воображение, речь, а так же навыки сравнения, анализа, синтеза и обобщения.
Дыхательная система детей несовершенна. Чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути. Слизистая оболочка, их выстилающая, легко воспаляющаяся даже под действием частиц пыли, при этом и без того узкие ходы становятся ещё уже, ребёнку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребёнок, всегда должно быть хорошо проветрено.
В комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Задачи дыхательной гимнастики:
-повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
- развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в лёгких, деятельности сердечно - сосудистой системы.
Дыхательную гимнастику можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (не менее 2-х раз в день).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Физкультминутки на занятиях представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления детей, снятие отрицательных нагрузок.
Физкультминутки необходимо проводить на каждом занятии. Время проведения определяют по утомляемости детей.
Физкультминутки помогают не только повысить двигательную активность детей в течение всего пребывания ребёнка в группе, но и создают положительно окрашенную эмоциональную атмосферу.
.Хочется надеяться, физкультминутки помогут не только повысить двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в группе, но и создатьположительно окрашенную атмосферу.
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Логоритмические упражнения помогают ребёнку совершенствовать свои речевые способности в игровой форме. Плюс таких упражнений в том, что все они просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением. Ребёнку вместе с взрослым синхронно совершает движения под музыкальное и речевое сопровождение.
Логоритмические упражнения могут проводиться на разных этапах учебных занятий, связанных с интеллектуальной деятельностью малыша: перед началом, в процессе (физкультминутка, после занятий. А так же на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре и даже во время утренней гимнастики.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Жизнь ребёнка-это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Насколько интересно мы организуем эту игру, настолько ребёнок будет ей увлечён. Но ведь игра может быть и полезной!
К сожалению, у детей наблюдается задержка речи. Учё нные выявили закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же движение пальцев отстаёт, то и речевое развитие задерживается.
Большое воздействие на развитие движений всей руки и кисти оказывает игровая пальчиковая гимнастика. Подобные упражнения улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью маленьких детей. В них удовлетворяется естественное стремление развивающегося организма к движению, укрепляется здоровье, углубляются представления детей об окружающем мире, развиваются внимание, память, наблюдательность.
Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребё нка: одновременно осуществляются физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Прежде всего, игры должны быть доступны по возрасту, вызывать интерес, радость, желание двигаться, содействовать повышению жизненного тонуса. Они могут быть самыми разными: развивающими движения, ходьбу, бег, прыжки, умение катать, бросать мяч, лазанье.
Подбирая игры, учитывают: педагогические задачи, время года, место подвижной игры в режиме дня, помещение для проведения, количество играющих, погоду, температуру воздуха.
Организация детей проводится быстро, за 1-2 мин., т. к. всякая задержка снижает интерес. Правила рассказывают, не прерывая хода игры, при этом объяснения краткие, точные и эмоциональные, сопровождают их показом движений.
В играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и т. д.
Для поддержания радостного настроения, поощрения решительности и ловкости, желания двигаться команды, сигналы, указания, замечания даются в положительном, одобрительном тоне.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание - один из наиболее эффективных методов оздоровления организма.
Основное назначение закаливания заключается в тренировке терморегуляционного аппарата. Задействование механизмов терморегуляционной защиты автоматически ведёт к включению иммунной системы, чем чаще мы стимулируем работу терморегуляционного аппарата, тем лучше развиваем иммунную защиту ребёнка. Любое дошкольное учреждение имеет всё необходимое для целенаправленного закаливания детей раннего возраста : для организации воздушных ванн особых условий не требуется, а для водных достаточно иметь кран с водой.
Тренирует терморегуляционный аппарат разный температурный режим в помещениях. Например, в игровой комнате 20-22 С, в спальне- 18-20 С.
За организацию и правильность проведения закаливающих процедур несёт ответственность не только воспитатель, но и медицинская сестра.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Регулярные занятия утренней гимнастикой позволяет детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирования всех органов и систем.
Утренняя гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и лёгких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создаёт бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребёнка энергией на весь день, что крайне важно для его нормального физического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однако мало только говорить о значимости здоровья. Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится та здоровая основа, на которой в дальнейшем может быть сформировано прекрасное будущее человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём!
«Создание условий для физического развития детей раннего возраста»
Физкультурная деятельность детей будет иметь чётко выраженную направленность, если:
-2/3 всех движений, входящих в содержание занятия, циклического характера;
-все нагрузки, предлагаемые детям, строго дозируются по частоте сердечных сокращений;
-в каждое занятие включаются упражнения на развитие координации движений и специальные дыхательные;
- в каждом занятии есть паузы для мышечного расслабления и игровые ситуации, повышающие эмоциональное состояние детей;
- воздушные и водные закаливающие процедуры стали органичной составляющей занятия;
- занятия включают самостоятельную двигательную деятельность.
Занятия по развитию движений начинают не менее чем через час после еды. Детей разделяют на 2-3 подгруппы (по 4-6 человек).
Все действия организуются в игровой форме.
Особенно любят дети занятия, объединённые сюжетом (игровой ситуацией).
На занятии обязательно должна присутствовать мотивация - это вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь, положительные эмоции.
Выбор игровых вариантов обусловлен не только возрастной спецификой. Игра, как информация о предстоящей деятельности, не представляет для ребёнка неопределённости, а кроме того, он знает, что этот процесс связан с приятными ощущениями в физическом и умственном плане. В игре есть всегда элемент непознанного, бы раз её не повторяли. Это имеет крайне притягательную силу. Одно только напоминание о предстоящем физкультурном занятии вызывает у детей положительные эмоции, желание заниматься.
Побор игр происходит в соответствии с требованиями дидактики по следующим степеням:
-по трудности освоения;
- по подготовленности детей;
- по значимости для физического развития ребёнка;
- по значимости для интеллектуального развития.
Исследованиями педагогов, медиков установлено, что ребёнку необходимо для нормального функционирования органов и систем организма определённое количество движений, что только на 20 мин. Активных движений появляются позитивные изменения в сердечно - сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. Общее количество ежедневно производимых 2-3-х летним ребёнком движений должно составлять от 6-8 тыс. локомоций (шагов).
Последовательность подбора игр и упражнений:
-развитие и совершенствование навыков ходьбы и бега;
- активация внимания и повышение эмоционального состояния ребёнка;
- освоение и инвентаря, снарядов, снарядов;
- разучивание имитационных, ритмических движений;
- развитие физических качеств;
- разучивание движений самостоятельной разминки после дневного сна.
Средний уровень частоты сердечных сокращений на физкультурном занятии не должна превышать 120-130 ударов в мин. Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, т. к. создаются приятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех органов. Всё это помогает лучшему восприятию и запоминанию, у детей развивается мышление, воображение, речь, а так же навыки сравнения, анализа, синтеза и обобщения.
Дыхательная система детей несовершенна. Чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути. Слизистая оболочка, их выстилающая, легко воспаляющаяся даже под действием частиц пыли, при этом и без того узкие ходы становятся ещё уже, ребёнку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребёнок, всегда должно быть хорошо проветрено.
В комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Задачи дыхательной гимнастики:
-повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
- развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в лёгких, деятельности сердечно - сосудистой системы.
Дыхательную гимнастику можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (не менее 2-х раз в день).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Физкультминутки на занятиях представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления детей, снятие отрицательных нагрузок.
Физкультминутки необходимо проводить на каждом занятии. Время проведения определяют по утомляемости детей.
Физкультминутки помогают не только повысить двигательную активность детей в течение всего пребывания ребёнка в группе, но и создают положительно окрашенную эмоциональную атмосферу.
.Хочется надеяться, физкультминутки помогут не только повысить двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в группе, но и создатьположительно окрашенную атмосферу.
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Логоритмические упражнения помогают ребёнку совершенствовать свои речевые способности в игровой форме. Плюс таких упражнений в том, что все они просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением. Ребёнку вместе с взрослым синхронно совершает движения под музыкальное и речевое сопровождение.
Логоритмические упражнения могут проводиться на разных этапах учебных занятий, связанных с интеллектуальной деятельностью малыша: перед началом, в процессе (физкультминутка, после занятий. А так же на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре и даже во время утренней гимнастики.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Жизнь ребёнка-это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Насколько интересно мы организуем эту игру, настолько ребёнок будет ей увлечён. Но ведь игра может быть и полезной!
К сожалению, у детей наблюдается задержка речи. Учё нные выявили закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же движение пальцев отстаёт, то и речевое развитие задерживается.
Большое воздействие на развитие движений всей руки и кисти оказывает игровая пальчиковая гимнастика. Подобные упражнения улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью маленьких детей. В них удовлетворяется естественное стремление развивающегося организма к движению, укрепляется здоровье, углубляются представления детей об окружающем мире, развиваются внимание, память, наблюдательность.
Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребё нка: одновременно осуществляются физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Прежде всего, игры должны быть доступны по возрасту, вызывать интерес, радость, желание двигаться, содействовать повышению жизненного тонуса. Они могут быть самыми разными: развивающими движения, ходьбу, бег, прыжки, умение катать, бросать мяч, лазанье.
Подбирая игры, учитывают: педагогические задачи, время года, место подвижной игры в режиме дня, помещение для проведения, количество играющих, погоду, температуру воздуха.
Организация детей проводится быстро, за 1-2 мин., т. к. всякая задержка снижает интерес. Правила рассказывают, не прерывая хода игры, при этом объяснения краткие, точные и эмоциональные, сопровождают их показом движений.
В играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и т. д.
Для поддержания радостного настроения, поощрения решительности и ловкости, желания двигаться команды, сигналы, указания, замечания даются в положительном, одобрительном тоне.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание - один из наиболее эффективных методов оздоровления организма.
Основное назначение закаливания заключается в тренировке терморегуляционного аппарата. Задействование механизмов терморегуляционной защиты автоматически ведёт к включению иммунной системы, чем чаще мы стимулируем работу терморегуляционного аппарата, тем лучше развиваем иммунную защиту ребёнка. Любое дошкольное учреждение имеет всё необходимое для целенаправленного закаливания детей раннего возраста : для организации воздушных ванн особых условий не требуется, а для водных достаточно иметь кран с водой.
Тренирует терморегуляционный аппарат разный температурный режим в помещениях. Например, в игровой комнате 20-22 С, в спальне- 18-20 С.
За организацию и правильность проведения закаливающих процедур несёт ответственность не только воспитатель, но и медицинская сестра.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Регулярные занятия утренней гимнастикой позволяет детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирования всех органов и систем.
Утренняя гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и лёгких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создаёт бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребёнка энергией на весь день, что крайне важно для его нормального физического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однако мало только говорить о значимости здоровья. Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится та здоровая основа, на которой в дальнейшем может быть сформировано прекрасное будущее человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём!
Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, весёлым, физически развитым. Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения всесторонне влияют на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего детского организма.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, углубляют дыхание, улучшают лёгочную вентиляцию. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, приводящих к эмоциональной напряженности и неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, и также к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности.
Дети должны усваивать показанное взрослым движение и уметь действовать в соответствии с образом также ловко, быстро, технически правильно. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от условий, сложившихся в данный момент.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками.
Прыжки, упражнения в ходьбе и беге способствуют при определенных условиях формированию важного для жизни качества – выносливости.
Важна роль постоянного примера окружающих его взрослых, родителей, воспитателей, старших сестер и братьев и сестер для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой. Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий: научился отбивать мяч, прыгать через скакалку, забивать мяч в баскетбольное кольцо.
Особый интерес у детей вызывают действия со спортивным инвентарем: санки, лыжи, коньки, велосипед, самокат, роликовые коньки. Причем ребенок может заниматься долгое время, что способствует выработке выносливости, укреплению различных мышечных групп, координации движений, развитию равновесия.
Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на стремление детей заниматься физкультурой и спортом в свободное время всей семьей. Формы здесь бывают разные: туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
За последние годы значительно возрос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, особенно во время прогулок. Поэтому родителям надо знать определенные требования к развитию движений ребенка в домашних условиях :
• изучать двигательные способности ребёнка, его желание овладеть движением, стремление действовать активно, самостоятельно;
• подбирать участников игр (из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);
• подготавливать комплексы зарядки с учетом индивидуальных особенностей ребёнка, состояния здоровья и в зависимости от уровня развития движений.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.