Светлана Васильевна
Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада в контексте ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию программы и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно-развивающей среды.
Публикация «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада в контексте ФГОС ДО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Все педагоги, работающие с детьми, не понаслышке знают, что если использовать музыкальное сопровождение, то занятие или игра пройдет гораздо веселее и интереснее, чем без музыки. Музыка доставляет нам огромное удовольствие! Заставляет перенестись в иной мир, мир фантазий, грез, сказочный и волшебный! Слушая музыку, мы переживаем, грустим, радуемся и веселимся, задумываемся и мечтаем!
В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, картинки и наглядные пособия.
Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.
В каждой группе есть музыкальная предметно – развивающая среда. Сегодня мы поговорим о том, для чего она нужна, какой она должена быть и как ее использовать в повседневной жизни детей.
Музыкальная предметно- развивающая среда - это необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников;
Создание предметно – развивающей среды, которая состоит из трех блоков:
1. восприятие музыки 2. воспроизведение музыки 3. музыкально – творческая деятельность, где дети могут по собственному желанию петь песни, исполнять несложные танцевальные движения, водить хороводы, слушать любимые произведения или подбирать и подыгрывать простые мелодии на музыкальных инструментах; - возможность самостоятельно играть в музыкально – дидактические игры; - исполнительское мастерство, где дети самостоятельно устраивают «Концерты» и «Спектакли», используя при этом игрушки, куклы, плоскостные фигурки.
Целью функционирования музыкальной среды является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей. Формирования положительного отношения детей к окружающему миру, семье, сверстникам и себе. Содержание в группе музыкального уголка позволяет укреплять психическое и физическое здоровье малышей, позволяет выявить творческие способности каждого ребенка, развивать эстетический вкус.
Следует продумать условия размещения музыкальной среды :
1. Доступность оборудования музыкальной зоны для детей. 2. Разнообразие оборудования музыкальной зоны 3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкальной зоны. 4. Эстетичность оформления музыкальной зоны и его оборудования. 5. Возможность переноса оборудования в другие места. Музыкальная среда разделяется на два уровня: Верхний уровень – для воспитателей Нижний уровень – для детей На верхний уровень размещают инструменты, которые используются детьми дозированно (металлофон) и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки). На нижний уровень – барабаны, бубны, деревянные ложки, треугольники и т. д.
В музыкальных уголках должны находиться: • Неозвучные музыкальные инструменты; • Озвучные музыкальные инструменты; • Музыкальные игрушки; • Самодельные музыкальные инструменты; • Музыкально – дидактические игры; • Технические средства (аудио – и видеозаписи).
Для поддержания интереса к самостоятельной музыкальной деятельности нужно 1-2раза в квартал обновлять пособия, вносить новые музыкально – дидактические игры, оборудование и самодельные музыкальные инструменты. • В группе должны быть аудио- и видео- аппаратура, CD и DVD – плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста, для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим. • Подборка детский современных песен и классической музыки в соответствии с возрастной категорией детей. • Качественное звучание музыкальных инструментов (в том числе и электронных, т. е. хорошо настроенные и издающие знакомые детям звуки (дабы не засорять слуховой опыт ребенка). Таким образом, музыкальная предметно- развивающей среда в детском саду должна стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, действенно знакомить дошкольников с музыкой, способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умений и навыков. Как пополнить музыкальную среду новыми атрибутами, музыкальными инструментами, чтобы дети могли самостоятельно развивать свое творчество, могли импровизировать, придумывать свои песенки, свою музыку? Можно самим создавать музыкальные инструменты и атрибуты: неозвученные музыкальные инструменты (балалайку, гусли) изготовим из фанеры или плотного картона распишем узором, погремушки свяжем из пряжи и добавим маленькие бубенцы для звучания, Распечатаем песенки-картинки, музыкально-дидактические игры. Изготовим инструменты-самоделки: трещотки, бубны, шум дождя, шумелки и другие. Для музыкальных игр изготовим снежинки, снежки, листочки, цветочки. Можно оформить альбом с фотографиями «Наши веселые музыкальные праздники» и альбом с детскими рисунками «Мы рисуем песенку». Подберем наглядные пособия и портреты отечественных и зарубежных композиторов. Изготовим дидактические игры и пособия. Надеюсь, что у вас получится прекрасный музыкальная среда! Удачи и творческих успехов!